Понятие о чувствах

Страница 4

Страстью называют сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Страсть органически связана с потребностями и другими свойствами личности, избирательна и всегда предметна. Страсть охватывает все мысли человека, заставляет вспоминать все обстоятельства, связанные с предметом страсти, представлять и обдумывать пути достижения потребности. Все, что не связано с предметом страсти, кажется не имеющим значения, и часто упускается из виду или забывается. Страсть обладает большой силой и выступает одним из существенных побуждений к действию, поэтому важно знать ее направленность. Страсть ожжет быть принята и одобрена личностью, а может осуждаться, переживаться как что-то нежелательное. В этом случае большую роль играет общественное мнение. Единство нравственного, разумного начала и страсти нередко выступает движущей силой великих дел, подвигов, открытий.

Высшие чувства - особая форма переживаний, связанная с более сложными духовными потребностями, в которых заключено все богатство человеческих отношений. Объектами высших чувств являются отдельные люди, группы людей, предметы культуры, произведения искусства, литературы.

В зависимости от сферы, к которой они относятся, высшие чувства делятся на нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Нравственными (моральными) называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности в сравнении с их нормами, выработанными обществом. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества, в зависимости от его традиций, обычаев, религии, политического устройства и т.д.

Действия и поступки людей, соответствующие взглядам на моральные устои в данном обществе, считаются нравственными; не соответствующие им - считаются аморальными, безнравственными. Моральные чувства выражают представления людей о том, что можно делать, а что нельзя. В них всегда содержатся нравственные требования, в которых заключается отношение человека к другим, к государству. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость, злорадство, зависть и т.д. Важной чертой нравственных чувств является то, что они являются побудительными силами многих героических дел и поступков.

Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Наиболее типичной, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность, но и стимулируют, усиливают ее. Существование интеллектуальных чувств является доказательством взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных моментов. К интеллектуальным чувствам относят и обобщенное чувство нового, которое выражается в постоянном поиске и борьбе за прогрессивное, революционное в области познания и в практической деятельности.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Эстетические чувства позволяют человеку разобраться в том, какие картины ему нравятся, какая музыка его волнует, в какую погоду он любит гулять и т.д. Эстетические чувства обогащают личность, придавая ей индивидуальное своеобразие и колорит.

В отличие от других эмоциональных переживаний, чувства человека не являются врожденными, они приобретаются в процессе жизнедеятельности. По мере психологического развития индивида как личности чувства его тоже меняются - становятся более утонченными и возвышенными. Если же человек деградирует как личность, то и чувства его становятся низменными.

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Деятельность психолога в сфере управления персоналом
Первоначально необходимо рассмотреть понятие персонала. Персонал – личный состав организации, работающий по найму и обладающий определенными признаками: квалификация, компетенция, способности, установки. Главным, из которых является налич ...

Выводы
История исследования проблемы эмоциональной стойкости выделяет два главных этапа в ее разработке: констатирующе - описательный и формирующий (профессионально - ориентированный). Под эмоциональной стойкостью мы понимаем сложное интегративн ...

Развитие практической психологии и педологии в 20—30-е гг
Исследования детского развития продолжались и после 1917 г., так как, в отличие от философов, ведущие ученые, занимавшиеся этими проблемами, не эмигрировали и не были высланы из страны. Однако уже в первые годы советской власти появились ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru