Большое значение придавал Эриксон и внешней стабильности системы, в которой живет человек, так как нарушение этой стабильности, изменение ориентиров, социальных норм и ценностей также нарушает идентичность и обесценивает жизнь человека.
Теория Эриксона демонстрирует продуктивность соединения нескольких подходов, нескольких точек зрения на личность, которые дают возможность увидеть процесс ее развития под разными углами.
Особое место в психологи личности занимает «теория психологического поля» разработанная К. Левиным, не только потому, что он впервые ввел экспериментальные методы исследования структуры и динамики развития личности, но и в связи с его выделением различных уровней в поведении, которое может быть названо субъектным или личным.
Его эксперименты доказали, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд, актуализирующий ту или иную потребность. Левин различал два рода потребностей – биологические и социальные. Одно из наиболее известных уравнений Левина, которыми он описывал поведение человека в психологическом поле под влиянием различных потребностей, доказывает, что поведение является одновременно функцией и личности и психологического поля. Человек не привязан к определенному действию или способу разрешения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение, и это расширяет его адаптационные возможности. Он разработал теорию конфликтов и выделил из них три типа: стремление-стремление, избегание-избегание, стремление-избегание. Его эксперименты, направленные на подавление агрессии, доказали, что искусственно созданная ситуация фрустрации способна вызвать конфликт, провоцирующий испытуемого на разные виды агрессии – против себя, других, ситуации.
Все работы Левина дали возможность проанализировать факторы, лежащие в основе волевого личностного поведения человека, показали что люди – целостные, уникальные системы, каждая из которых несет в себе свой внутренний мир.
Именно эти вопросы и стояли в центре внимания гуманистической психологии, «духовным» отцом которой по праву считается А. Маслоу.
В отличие от психоаналитиков, которые исследовали отклоняющееся поведение, Маслоу считал, что исследовать человеческую природу необходимо, изучая ее лучших представителей. Только изучая лучших людей, считал он можно исследовать границы человеческих возможностей и понять истинную природу человека, недостаточно четко представленную в других, менее одаренных людях. Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определенная структура потребностей человека: физиологические потребности, потребность в безопасности, в любви и принадлежности, в уважении и самоактуализации.
Но стремление к самоактуализации наталкивается в обществе на различные трудности и препятствия, так как любое общество, считает Маслоу, стремится сделать человека шаблонным представителем своей среды, оно отчуждает личность от ее сути. Цель личностного развития – это стремление к росту, к самоактуализации, в то время как остановка личностного роста – это смерть для человека как личности.
Маслоу был практически первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения и негативные стороны личности, но и на позитивные стороны личностного развития, раскрыл пути саморазвития и самосовершенствования для любого человека.
В русле теоретических исследований Маслоу была разработана и психотерапевтическая концепция К. Роджерса, в центре которой находиться идей уникальности человеческой личности. Он считал, что опыт, который возникает у человека в процессе жизни, уникален и индивидуален, но он может совпадать или не совпадать с реальной действительностью. Внутренняя сущность человека, его самость, выражается в самооценке, которая является отражением истинной сути личности, его Я.
Исследования, проводимые Роджерсом, доказывали, что успешная социализация человека, его удовлетворение работой и собой имеют прямую корреляцию с его уровнем самосознания. Эта связь, по его мнению, более значима для нормального развития личности, чем отношение родителей к ребенку, их привязанность или отчуждение его, социальный статус семьи и ее окружение.
В отличие от большинства других концепций, настаивающих на ценности будущего или влияния прошлого, Роджерс подчеркивает значение настоящего, говоря о том, что люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни, находя в нем что-то прекрасное и значительное. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении т только в этом случае можно говорить о полной реализации или, как говорил Роджерс о полном функционировании личности.
Одним из самых распространенных вариантов психотерапии стала теория В. Франкла. Эта теория состоит из трех частей – учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни учения о свободе воли. При этом стремление к осознанию смысла жизни он считал врожденным, и именно этот мотив является ведущей силой развития личности. Смыслы не являются универсальными, они уникальны для каждого человека в каждый момент его жизни. Смысл жизни всегда связан с реализацией человеком своих возможностей и в этом плане близок к понятию самоактуализации Маслоу. Однако существенным отличием Франкла является идея о том, что обретение и реализация смысла всегда связана с внешним миром, с творческой активностью человека в нем и его продуктивными достижениями.
Еще по теме:
Нейропсихологическая коррекция и абилитация когнитивной сферы ребенка
младшего подросткового возраста
В подростковом возрасте наряду с прогрессивным созреванием и, соответственно, увеличением доли "ответственности" коры за протекание когнитивных психических процессов, значительные влияния оказывает на них подкорковая импульсация ...
Наблюдение как метод научной психологии. Его виды
Наблюдение - исследование определенных характеристик того или иного процесса, имеющее целью выявление его инвариантных признаков, без активного включения в сам процесс. Может быть ориентирован на регистрацию актов поведения и физиологичес ...
Этический кодекс психолога
Практика – одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки студента. Практика является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.
С 3 по 21 сентября 2007 года я проходила учебно- ...