Ценностные ориентации как регуляторы эмоционального климата семьи.

Полезная информация » Ценностные ориентации супругов и их влияние на эмоциональный климат семьи » Ценностные ориентации как регуляторы эмоционального климата семьи.

Страница 4

Психологи в семье выделяют 3 типа ориентаций на взаимоотношения:

1. Эгоцентрическая ориентация. В центре «Я», мои интересы, желания и цели; остальные предметы и люди – это средства для удовлетворения или препятствия к достижению. Эгоцентрики любят вступать в конфликты.

2. Альтероцентрическая ориентация. В центре стоит другой человек; себя человек считает средством для удовлетворения потребностей другого человека.

3. Социоцентрическая ориентация. Главная ценность – это семья; учитываются интересы как свои, так и чужие.

На формирование ценностных ориентаций оказывают большое влияние типы родительских семей и стереотипы поведения в них. Существует несколько типов семей:

1. Традиционная, где воспитывается уважение к авторитету старших. Основным требованием является подчинение. Дети из таких семей легко усваивают традиционные социальные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей, так как у них отсутствует гибкость в общении и инициативе.

2. Детоцентрическая, где главным считается обеспечение счастья ребёнка. Как правило, присутствует симбиоз ребёнка и взрослого. При этом у ребёнка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но велик риск социальной дезадаптации.

3. Супружеская (демократическая), где целью является доверие, принятие и автономность членов семьи. Учитываются взаимные интересы; дети усваивают демократические ценности, развивают активность, уверенность, самостоятельность. Но у них может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям.

Для стабилизации взаимоотношений между супругами в семейном консультировании существует ценностный подход, который предусматривает устранение противоречий путём ориентации на высшие ценности, а не на обычные эгоистические потребности. Данный подход довольно популярен. Он основывается на понятиях о том, каким должно быть супружество с индивидуальной точки зрения и с точки зрения общественной зрелости. Семейные представления определяют не только то, что именно представляется индивиду само собой разумеющимся и неизменным, но и то, какую информацию индивид стремится получить, попав в ту или иную ситуацию. Постулаты играют немалую роль в формировании и функционировании образа семьи. Семейные представления определяют содержание постулата, причём не только тогда, когда индивид думает о своих взаимоотношениях, но и когда оценивает реальное поведение. Содержание семейного постулата "ситуативно". Семейные постулаты направляют процесс активизации семейных представлений. Они также выполняют интегрирующую функцию: соединяют общие, семейные представления индивида с его представлениями о своей семье. [14]

Если существуют правила, удобные для одних членов семьи, и они заставляют других жить по ним, то это превращает семью в закрытую систему. Закрытая система характеризуется следующими ситуациями:

-Низкая самооценка;

-Спутанное, непрямое общение;

-Стиль общения неэффективный;

-Устаревшие, жёсткие правила;

-Результат деструктивный, так как вся атмосфера семьи пронизана страхом.

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Возникновение потребностей
Формирование человеческих потребностей в онтогенезе - развитие форм интенциональности деятельности - за счет присвоения новых общественно выработанных предметов, с которыми происходит связывание биологических потребностей. Существенную ро ...

Анализ основных подходов по проблеме депрессивных расстройств
Определение депрессии относится к различным сферам, объединяя неоднородные явления: 1) пониженное настроение; 2) умственно-речевое торможение; 3) моторная заторможенность. В связи с тем, что, некоторые из данных признаков так же обладают ...

Функции социальной терапии
В процессе осуществления социальной диагностики и постановки социального диагноза выявляется тот комплекс причин, которые обуславливают существование и функционирование проблемного комплекса конкретного человека, группы или организации. Н ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru