В экспериментальной части нашей работе мы обратились к исследованию ценностных ориентаций современных руководителей. В процессе их изучения мы установили, что существует набор определенных действий и в практике руководства, и в межличностном общении, ориентация на мировые нормы поведения все большего количества современных руководителей:
1. "Социальный портрет” современных руководителей, включает в себя черты, абсолютно полярные по своим признакам, т.е., на наш взгляд, не существует реального образа современных руководителей и, соответственно, адекватного его восприятия подчинёнными.
2. Внимание привлекают отдельные составляющие проблемы ценностной ориентации предпринимателей (например, такие черты характера, как рвачество и пробивной характер), а не целостная система ценностей и мотиваций, что способствует созданию у подчиненных негативного образа современного руководителя.
В ходе исследования, рассмотрев и проанализировав полученные эмпирические данные, мы обнаружили, что ценности-идеалы связаны с конкретными формами и способами поведения; формированию этих ценностей способствуют определенные личностные свойства, хотя связь личностных свойств и ценностей носит многозначный характер. Так, одно и то же свойство соотносится с разными ценностями, а последние - одновременно с несколькими способами поведения. Установлено, что ценности-идеалы могут реализоваться через поведение, обусловленное либо данной ценностью, либо направленное на реализацию других ценностей. Вместе с тем, они могут оставаться нереализованными, что может явиться причиной внутриличностного конфликта. Конкретное проявление ценностей в поведении человека зависит от особенностей структуры ценностей данной личности. Это говорит о том, что единой системы ценностей и морально-этических норм у современных руководителей не может быть в силу того, что у каждого руководителя есть свои определенные личностные особенности.
Экспериментальное исследование системы идеальных ценностей различных возрастных и профессиональных групп показало, что структура ценностных ориентации изменяется чрезвычайно динамично и отражает, в первую очередь психологическую, и только во вторую очередь - профессиональную принадлежность; в иерархии ценностей современных руководителей доминируют отдельные ценности, имеющие индивидуальную направленность:
§ в структуру доминирующих ценностей всех испытуемых входит ценность хорошего здоровья;
§ в число личностно значимых ценностей женщин-руководителей входят любовь, общение, познание и стремление к прекрасному;
§ в число значимых ценностей высшего руководящего звена и экономистов входит, кроме общечеловеческих ценностей (любовь, общение), ценность высокого материального благосостояния.
Таким образом, выдвинутые нами гипотезы подтвердились.
Результаты нашего исследования найдут практическое применение при наборе высоко производительной команды, способной решать задачи любой сложности, так как именно сотрудники являются решающим фактором в успешной реализации инновационных проектов на всех уровнях иерархии компании.
Человек – «иерархический субъект», рассматривать его деятельность вне контекста смысложизненных ориентаций, означает лишить его индивидуальности, «обезличить». Вместе с тем, любое производство, компания, организация – это, прежде всего, люди, а не техническое оснащение. Знание приоритетных ценностей и ведущих потребностей позволяет руководству оптимизировать производственную деятельность в интересах предприятия. Человеческий фактор решает все!
Еще по теме:
Этапы становления музыкальной психологии
как самостоятельной научной дисциплины
Предметная область музыкальной психологии не является узко специализированной. Тот факт, что сфера музыкальной деятельности и изучения ее психологических механизмов и особенностей довольно велика, позволяет нам выделить отдельную научную ...
Психические особенности детей раннего возраста
Ранний возраст — это период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей — формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.
Ведущей ...
Функции эмоций
- Организующая функция (организация некоторой деятельности, на которую отвлекаются силы и внимание, что может помешать параллельно осуществляемой деятельности). Также эмоции выполняют дезорганизующую функцию (состояние аффекта).
- Оценоч ...