· Факторы, обусловливающие состояние:
Общая неудовлетворенность собой, депрессивность потребностей, кризис принятия мотивов, кризис реализации мотивов.
· Смыслообразующие факторы саморегуляции:
Активная смысловая регуляция, внешне опосредованная регуляция, резервная мотивация.
4. Индивидуально-личностный.
Личностные уровни регуляции жизнедеятельности мобилизуются в тех случаях, когда надо переделывать не обстоятельства, не жизнь, а самого себя, свои личностные ценности и психологические установки.
Рефлексия – это один из механизмов смысловой саморегуляции, поэтому является источником свободы и устойчивости личности, ее саморазвития. Это осознаваемая форма смысловой регуляции, отличающаяся от усвоенных нами в процессе жизни и развития неосознаваемых психических автоматизмов. [13;18]
Ограничение возможности понимать себя, связанное со слабым использованием способностей к рефлексии, становится значительным препятствием для осознания происходящего, для возможности целостного представления собственной жизни. Ведь рефлексия дает возможность посмотреть на себя со стороны, осознать смысл собственной жизни и деятельности, позволяет увидеть их во временной взаимосвязи, осуществить смысловое связывание настоящего с прошлым и будущим, что позволяет человеку создавать и сохранять внутреннюю гармонию, необходимым образом изменять свой внутренний мир и не оказываться всецело во власти ситуации.
Саморегуляция позволяет юноше меняться в соответствии с изменением обстоятельств внешнего мира и условий его жизни, поддерживает необходимую для его деятельности психическую активность, обеспечивает сознательную организацию и коррекцию его действий. [24; 17]
Главное, что юноша осознает мотивы собственной деятельности и может управлять своими потребностями, и это дает ему возможность быть хозяином, творцом собственной жизни, свободу от обстоятельств и возможность самоактуализации, активного творческого отношения к своей жизни, понимание своей самоидентичности. Способность произвольно управлять собственными мотивами – одна из важнейших характеристик человека, показатель гармонии и зрелости личности.
Развитие навыка рефлексии в течение предподросткового и младшего подросткового возраста идет одинаково. Однако к старшему подростковому возрасту в нем появляются значимые различия, демонстрирующие снижение развития навыка рефлексии к концу подросткового возраста. [13;74]
Различия в рефлексии как подсистеме саморегуляции у юношей усиливаются. В предподростковом возрасте значимые различия наблюдаются только в особенностях самоконтроля: повышенной импульсивности, зависимости поведения от наличного состояния. Однако в младшем подростковом возрасте появляется снижение осознаваемости своих положительных сторон и качеств, которое сохраняется и в старшем подростковом возрасте, где к нему присоединяется снижение развития навыка рефлексии в целом.
Рефлексивный анализ выступает в качестве одного из ведущих факторов в процессе саморегуляции (Н.Е. Щуркова, А.А. Шемшурин). Саморегуляция рассматривается как общая способность, рефлексия - как умственное действие, имеющее свои особые стадии, фазы. На основе рефлексии у младшего подростка формируются умения и навыки саморегуляции, подросток уже способен осмысливать цели, собственные действия, способы их осуществления. Таким образом, рассматриваемые понятия «саморегуляция» и «рефлексия», несомненно, одни из самых актуальных в современной педагогике, что и определило наше отношение к содержанию данных понятий, учитывая многоаспектность и неоднозначность их толкования, как в терминологическом, так и содержательном плане.
Еще по теме:
Жестокость - психологический феномен и порок
Для того, чтобы обосновать необходимость выделения жестокости в структуре агрессии, необходимо рассмотреть существующие взгляды на саму агрессию.
Берковиц заметил, что одна из главных проблем в определении агрессии в том, что в английско ...
Характеристики коммуникатора, способствуещие эффективной коммуникации
Трудно переоценить вклад качественного общения в человеческие взаимоотношения и жизнь в целом, поэтому очень важно разобраться в том, какие именно характеристики коммуникатора необходимы для достижения по-настоящему эффективной коммуникац ...
Понятие, значение и структура я- концепции
Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального об ...