Формирование системой через средства массовой информации и культуры потребностей человека и порицание и преследование всего отличного от общепринятых норм пагубно влияет на развитие индивидуальности. Индивидуальность душит среда и губит отсутствие для нее места в системе. Для общества как системы удовлетворения потребностей безразличны нравственность, ценностная ориентация, установки, убеждения, взгляды отдельной личности. Общество интересует лишь функция человека, которую он выполняет в системе удовлетворения потребностей, и качество ее выполнения. Наоборот, общество не заинтересовано в развитии тех личностных качеств, которые выходят за рамки существующей идеологии и мешают человеку выполнять его функции в системе удовлетворения потребностей. Следствием этого является развитие человечества исключительно по пути технического прогресса.
Гуманность системы удовлетворения потребностей людей определяется обществом. Если система направлена на удовлетворение потребностей большинства, то система может считаться гуманной. Если же система направлена на удовлетворение потребностей правящего меньшинства, то система антигуманна.
Возможны два пути построения системы удовлетворения потребностей. Первый путь: построить систему из элементов с неограниченным набором функций. В этом случае каждой индивидуальности нашлось бы место в системе. Однако такая система была бы громоздка, не оптимальна и как следствие, плохо справлялась с удовлетворением основных потребностей человека. Второй путь: построить оптимальную систему из ограниченного набора элементов - функций, которая хорошо удовлетворяла бы потребности меньшинства. А при условии развития и совершенствования человеческих функции возможно построение такой же системы, способной удовлетворять потребности большинства. Именно по второму пути идет мировое сообщество, считая его наиболее гуманным, так как удовлетворены потребности большинства. Однако люди - добровольные рабы, сформированные системой, не понимают своего рабства и всей чудовищности такой системы. Не имея места для своей индивидуальности в системе, человек вынужден либо выбрать себе одну из функций элемента системы, либо, оставаясь индивидуальностью, при этом не выполнять ни одной из функций элемента системы и поэтому не пользоваться благами системы. Отказавшись от благ системы, человек обречен на нищету или даже смерть, при этом он опять-таки утрачивает возможности для развития своей индивидуальности. Можно предположить, что человек обречен на безликое существование в системе, на замкнутое пространство, из которого нет выхода.
Выход есть. Найти свое место в системе. Найти то, что близко твоей индивидуальности. То, в чем ты мог бы ее проявить, одновременно с пользой для себя и для общества. Хотя развитие личности человека в этом случае будет неполным, все же он сможет пользоваться благами системы, без чего невозможно ни дальнейшее развитие личности, ни физическое существование. Это значит заставить систему работать на себя, на свою личность. Человек, выполняющий в системе немаловажную функцию, имеет возможность влиять на общественное мнение, создавать условия для реализации своей личности в той мере, в какой это возможно в конкретном обществе.
Еще по теме:
Генетика мозга
Замена всего лишь одного гена позволила вырастить мышь, размер мозга которой гораздо больше, чем у её собратьев и внешне напоминает . человеческий.
Такой странный и неожиданный результат был получен американскими учёными в ходе опытов с ...
Психические основы обучения животных человеческой речи.
Исследование этой важной проблемы – труднейшая задача, и над её решением работают во всех странах. В подходах к ней учёные разделились на две основные группы.
Одни из них считают, что психические процессы у животных не отличаются от тако ...
Появление музыкальной психологии
К концу XIX-началу ХХ века постепенно происходило обособление музыкальной психологии от других психологических областей. На протяжении второй половины XIX-XX веков можно проследить этапы зарождения и становления музыкальной психологии как ...