Введение в психологическую науку категории деятельности явилось результатом усилий многих советских исследователей-марксистов. Но и по ныне исследование порождения и функционирования психологического отражения реальности в деятельности индивидов остается на ступени разработки лишь немногих магистральных проблем (такие, как генезис деятельности, опосредствованный психическим отражением, развитие ее строения и ее превращений, проблема внутренних связей строения деятельности и строения сознания, проблема трансформации в деятельности самого ее субъекта, его потребностей и способностей).
Хотя так называемый деятельностный подход получил в нашей психологии довольно широкое распространение, он порой выражается лишь в изменении терминологии, что, естественно, ведет к потере категорией деятельности ее методологического смысла.
Иногда наблюдается и другое: проблема психологического анализа деятельности рассматривается как отдельная, стоящая в одном ряду с другими проблемами психологии, например, наряду с проблемой психологического анализа общения.
Теория деятельности создается давно, ее философско – социологическое обоснование приходится на XIX в., а психологические аспекты деятельности были раскрыты уже в XX в. усилиями выдающихся российских ученых С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. [2, c. 42]
Введение категории деятельности в психологию, по словам А.Н. Леонтьева меняет, весь понятийный срой, психологического знания. Но чтобы это действительно произошло, необходимо изучать эту категорию, это явление во всей ее полноте: со стороны ее структуры и в ее специфической динамике, в ее различных видах и формах.
За последнее десятилетие в теории деятельности произошло несколько прорывов. Один из них совершил В.С. Библер – известный философ, логик, культуровед и в какой то степени теоретик – психолог «Самостояние человека», так же в изучение деятельности сделали вклад такие ученые как А.В. Брушлинский «Проблемы психологии субъекта», Ю. Энгештрем «Learning by expanding: An activity – theoretical approach to development research» и многие рдугие.
- Развитие психики ребенка
- Двучленная схема анализа
- Деятельностный подход к анализу психического развития детей
- Заключение
Еще по теме:
Анализ итогов деловых переговоров
Переговоры можно считать завершенными, если тщательно и ответственно проанализированы их результаты, когда приняты необходимые меры для их реализации; сделаны определенные выводы для подготовки следующих переговоров:
1) Анализ итогов пер ...
Расстройство влечений
Импульсивные влечения направлены на отвергаемые сознанием цели и реализующиеся без сопротивления, хотя и с последующей критической их оценкой. Импульсивные влечения возникают приступообразно, неодолимы, длятся несколько часов, дней, неред ...
Психологические особенности больного шизофренией
Изменение интерпретации окружающего, связанное с изменением восприятия, особенно заметно на начальных стадиях шизофрении и, судя по некоторым работам, может быть выявлено у почти двух третей всех пациентов. Эти изменения могут выражаться ...