Хотелось бы обратить внимание еще на некоторые характеристики роли жизненного опыта психолога в его профессиональной деятельности - это все переживания, которые связаны со страданием и его преодолением. Отношение к своему страданию и страданию другого человека, выработки собственной позиции, возможность осознания страдания как реальности жизни - все это входит неотъемлемой частью в концепцию жизни человека, позволяя ему ответить на сам тяжелый вопрос: "Почему мне выпало это страдание?"
В художественной литературе или в духовных текстах можно найти мысль о том, что человеку, чтобы жить, нужен некоторый опыт этих страданий. Он необходим, чтобы человек ценил жизнь. Известно, что ценность жизни не дается человеку как какое-то переживание, ее нужно приобрести Я- усилиями как содержание. Тот, кто хочет помочь другому в его страданиях (а все социальные профессии что помогают), попадает в ловушку профессионализма, связанную с тем, что он должен (обязанный) разделить с другим человеком меру ответственности за его страдание. Иначе говоря, психолог должен вмешаться в жизнь другого человека, деля с ним ответственность за его страдание. Это характерно не только для психологических профессий, но и для медицинских, педагогических, где часто, пытаясь лечить или учить другого человека, люди, которые владеют полномочиями влияния, превышают запад влияния, отнимая у человека необходимую ему для организации собственной жизни меру активности, искажая логику его индивидуальной жизни. Особенно часто это можно видеть в домах для людей преклонных лет и школах-интернатах, где люди преклонных лет или деть в результате избыточного влияния на них (или отсутствию такого) теряют права на собственные усилия, на ошибку, риск - на те виды переживания, где ценностью является Я- усилия.
Возможность правильно выбрать позицию относительно другого человека в ситуации влияния на него - это, по сути дела, возможность дать другому человеку переживания автономности своего существования, своей уникальности. Это то, что в ситуации консультирования выглядит как передача другому человеку психологической информации, необходимой для того, чтобы он пережил присутствие психолога как возможность нового психологического содержания своей жизни.
Часто человек, который переживает это влияние психолога относительно себя, расценивает его как бездеятельность, как отсутствие четких указаний о превращении своей жизни. Иногда это выражается прямым текстом или вопросом: "Почему вы меня не учите, что и как я должна делать?"
Возникает напряжение, которое чаще всего выражается в виде пауз, задержки дыхания, возвращения к начальным моментам консультирования. Это именно те моменты взаимодействия, в которых рождается новое отношение к самому себе, а следовательно, возможность для психолога обсуждать это с другим человеком. Это достаточно сложные и противоречивые моменты в консультировании, важность которых люди понимают значительно позже.
В такой ситуации за психолога, сила его взгляда, точность повторения чужого текста, ясность формулировок своего и т.д. - все имеет значение как проявление меры ответственности по то, которое будет происходить с другим человеком.
Схематически эту ситуацию можно представить так: человеку плохо, она буквально кричит о своем страдании, а психолог, "как кажется клиенту, ничего не делает ." Вот здесь и нужен жизненный опыт переживания страдания и отношения к нему, что есть у психолога.
Стоит остановиться еще на одном важном моменте, связанном с жизненным опытом психолога. У него, как и у любого человека, формируется концепция жизни, что позволяет соотносить хронологическое и психологическое время страдания. Когда люди утешают друг друга в бытовых ситуациях, говоря, что "все пройдет", будет "перемалываться - мука будет" и т.д., они так и поступают. Жизненный опыт психолога тоже дает ему основания для таких "прогнозов", где цена чужого страдания как бы нивелируется, его уникальность не воспринимается как ценность, а сразу вписывается в рамки временных координат, где есть начало и есть конец переживания, как завершенного самого по себе и преходящего.
Если психолог так действует, то попадает еще в одну ловушку профессии - ловушку проективного (по принципу уподобления) отношения к другому человеку.
Известно, что человек, для которого характерные острые переживания, живое в своем психологическом времени, где все события имеют совсем другое временное окрашивание. У человека (может быть, в первый раз в жизни) появляется возможность соотносить психологическое и хронологическое время, наполняя им содержание своей концепции жизни.
Для психолога существует трудное задание, что противоречит его жизненному опыту, - отвечать психологическому времени жизни другого человека, оставаясь при этом в своем психологическом времени. Решение этого задания на бытовом уровне почти всегда связано с обесценением переживаний другого человека ("Со всеми это бывает", "Это вековое явление", "Типичная ситуация" и т.д.). Профессиональные действия психолога обязывают его исследовать логику индивидуальной жизни человека и выплывать ей, возобновляя и храня ее целостность и ценность для человека вместе с ним.
Еще по теме:
Научная гипотеза
Гипотеза — это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. В методологии науки различают теоретические гипотезы и гипотезы как эмпирические предположения, которые подлежат экспериментальной ...
Функции эмоций
- Организующая функция (организация некоторой деятельности, на которую отвлекаются силы и внимание, что может помешать параллельно осуществляемой деятельности). Также эмоции выполняют дезорганизующую функцию (состояние аффекта).
- Оценоч ...
Специфика и способы преодоления депрессий
Проблема лечения депрессии обычно рассматривается в рамках трех подходов к воздействию на симптоматику, оказавшихся наиболее успешными по мнению специалистов: антидепрессантное медикаментозное лечение, Когнитивно-бихевиористическая терапи ...