Факторы, способствующие появлению подростковой жестокости в основной школе

Полезная информация » Деятельность социального педагога по преодолению подростковой ксенофобии в основной школе » Факторы, способствующие появлению подростковой жестокости в основной школе

Страница 3

а) безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность и пр., что создает негативный пример для подражания, формирует соответствующее мировоззрение;

б) проблемы состава семьи: неполные семьи, семьи с одним ребенком, многодетные семьи, дистантные семьи и др., что ведет к недостатку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, либо к чрезмерному вниманию и попустительству в процессе воспитания.

Эти негативные факторы влияния семьи способствуют созданию у ребенка отрицательного отношения к дому, семье, родителям, побуждают его стремиться уйти из дома и значительную часть времени проводить вообще вне его. В этих условиях формируется категория «детей улицы», безнадзорных и беспризорных. Этому способствуют: агрессивная обстановка в доме, грубость по отношению к ребенку; длительное невнимание к его интересам и проблемам, отучение его обращаться с чем-либо к родителю (родителям), видеть в нем (в них) опору, нежелание общаться с ним (ними); переключение родителей на свои личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в течение длительного времени; перекладывание воспитания ребенка на дедушку и бабушку без соответствующей их поддержки (с возрастом пожилые люди оказываются неспособными обеспечивать необходимое воспитательное воздействие на внуков, что и приводит к их безнадзорности); недостатки воспитания, отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений, усидчивости и пр.

Факторы средового (улицы, города, «стаи» и пр.) воздействия на человека в процессе его развития:

- негативные увлечения в домашней обстановке, не педагогическое использование возможностей игры в развитии ребенка и пр.;

- отрицательное влияние ближайшего окружения, и прежде всего антипедагогическое поведение родителей, взрослых, сверстников и пр.;

- негативное влияние средств массовой информации, особенно телевидения, видеопродукции,

Имеются и другие средовые факторы, отрицательно сказывающиеся на воспитание человека.

5. Недостатки в воспитании ребенка, подростка:

а) ошибки семейного воспитания;

6) тепличные условия, отстранение ребенка от любых жизненных проблем, любой активной деятельности, способствующие формированию черствости, инфантильности и неспособности сопереживать человеческим трудностям и трагедиям, преодолевать жизненные сложности в критической ситуации;

в) ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в образовательном учреждении, особенно в детском саду и школе;

г) негативные нравственные ориентиры воспитания;

д) научение ребенка, подростка определенным негативным моделям жизни и деятельности (самореализации в жизни). В этих условиях личность начинает идентифицировать себя с героями различных приключений, «примерять на себя» различные виды деятельности. Особенно этому способствует телевидение, кино, видеофильмы, которые выступают своего рода «учебниками» различных форм преступной деятельности;

е) средовые отрицательные «ожидания» по отношению к ребенку, подростку из неблагополучной семьи, имеющему негативное товарищеское окружение, нарушающему дисциплину и пр. Такие ожидания, часто в прямой или косвенной форме провоцируют ребенка к правонарушению;

ж) приобщение ребенка, подростка к спиртным напиткам, наркотикам, курению, азартным играм;

з) отсутствие единства и согласованности в воспитательной деятельности родителей и семье, во взаимодействии семьи и школы, семьи, школы и административных органов по работе с детьми и подростками и пр.;

и) недостатки системы перевоспитания, исправления правонарушителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (социальной среде).

6. Негативная личностная позиция самого ребенка, подростка:

а) отклонения в самооценке подростка: завышенная – ведет к возникновению чрезмерной амбиции и самомобилизации, которая в сочетании с аморальной способностью самовыражения приводит к правонарушениям; заниженная – рождает неуверенность в себе, поведенческий дуализм, раздвоенность личности и создает проблемы для нее в коллективе, сдерживает самовыражение;

6) отклонения в личностных притязаниях подростков. Они, как правило, вытекают из отклонений в самооценке. Притязания предопределяют личную позицию подростка и активность в достижении целей;

в) безразличие к нравственным ценностям и самосовершенствованию. Часто это связано с отсутствием нравственного примера и несформированностью потребности быть лучше.

г) негативно реализуемая потребность в самоутверждении и соперничестве у подростков с отклонением в поведении, нездоровое соперничество. Эти потребности, их направленность в подростковом возрасте предопределяют устремленность подростка к самоактивности;

д) сложность формирования у ребенка, подростка, юноши потребности и активного желания самоисправления;

е) стремление подростка к общению, участию в неформальных молодежных объединениях, в том числе и асоциальной направленности [99, с. 311].

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Разнообразие эмоциональных явлений
Все многообразие эмоциональных явлений можно разделить на 2 категории: на положительные эмоции, связанные с удовлетворением жизненных потребностей человека и потому доставляющие удовольствие, и отрицательные эмоции, связанные с неудовлетв ...

Позиции восприятия
Понимание того, что в основе действий человека лежит три основных способа восприятия опыта, дает огромные возможности для управления состояниями и улучшения коммуникации. Эти способы имеет название первой, второй и третьей позициями воспр ...

Характер и фиксированная установка
Существенную роль в развитии характера играют автоматизмы, возникающие на основе психологического механизма установки, которая выступает в качестве целостного психического состояния, предрасполагающего к определенному направлению деятельн ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru