Ролевые игры.
Ролевые игры могут использоваться для работы как со старшими, так и младшими подростками и позволяют осваивать и отрабатывать общие коммуникативные навыки (конструктивное общение, выбор и принятие решения, сопротивление внешнему давлению) и эффективные поведенческие схемы в ситуациях наркогенного заражения. Такая подготовка, предваряющая реальное столкновение ребенка с возможностью одурманивания, оказывается чрезвычайно полезной. Проигрывание детьми вариантов отказа от провоцирующего предложения способствует формированию у них определенных поведенческих стереотипов, которые реально способны выполнять Функцию внутреннего антинаркогенного барьера. Ролевые игры оказываются эффективными и при работе с детьми, уже использовавшими одурманивающие вещества, предотвращая их дальнейшее наркогенное заражение.
Ход ролевой игры в общих чертах может быть описан следующим образом: учащимся предлагается описание ситуации наркогенного заражения (участнику ситуации предоставляется возможность попробовать наркогенный препарат), окончание ситуации отсутствует. Выбирается группа подростков, изъявивших желание инсценировать данную ситуацию, показав и возможный вариант ее окончания. Остальные оценивают предложенный вариант окончания, его эффективность.
Готовя ролевую игру, педагог прежде всего должен определить содержание ситуаций, используемых для инсценировки. Здесь следует учитывать наиболее реальные для данной группы учащихся варианты наркогенного заражения, основные механизмы вовлечения в одурманивание. Так, для детей 7-8 лет лучше использовать сюжеты, связанные с приобщением к курению и алкоголизации, для старших школьников можно вводить сюжеты с приобщением к наркотикам, токсикоманическим веществам. В качестве предлагающего попробовать одурманивающий препарат у младших подростков обычно выступает их ровесник, у старших подростков может быть и взрослый человек. Эти и другие особенности должны быть отражены в содержании ролевых игр.
При выборе персонажа, предлагающего одурманивающий препарат, следует учитывать (особенно в младших классах) особенности социального статуса учащегося в группе. Детям с низкими социометрическими оценками («изгои») лучше не поручать провокационную роль. Дело в том, что такие оценки сами по себе облегчают реализацию отказа другому участнику игры, а частое изображение заведомо отрицательного героя способствует закреплению низкого социального статуса. Вообще, в начальной школе ролевую игру лучше организовывать в виде кукольного спектакля. Тогда школьник, исполняющий роль предлагающего наркогенный препарат, не будет переносить на себя негативные характеристики своего персонажа (ведь предлагает вещество не он, а его кукла). В кукольном спектакле роль предлагающего сможет исполнить и учитель.
Для проведения игры среди школьников-подростков могут быть приглашены старшеклассники. Они в ходе инсценировки изображают отрицательный персонаж. Безусловно, педагог заранее должен обговорить с ними правила участия - при провоцировании пробы предлагающий не должен использовать грубых, оскорбительных слов, сообщать запретную информацию (связанную с технологией одурманивания, специфическими эффектами различных наркогенных веществ).
Ролевая игра имеет определенную структуру. Начало игры предполагает обсуждение с участниками ее содержания и актуальности. Дети должны иметь представление о том, какие поведенческие навыки будут отрабатываться в ходе игры, как они могут быть использованы в повседневной жизни.
Затем при помощи тестовых методик педагог может оценить начальный уровень сформированности навыков у учащихся. После этого задаются конкретные ситуации для инсценировки.
Перед ее началом все учащиеся (и актеры, и зрители) обсуждают различные обстоятельства ситуации - определяется, при каких условиях она возникает, каков характер ее участников, могут ли быть вовлечены в ситуацию посторонние лица и т.п. Ребята могут в зависимости от собственных представлений самостоятельно выстраивать сюжетную линию. Перед ними ставится единственная задача - избежать пробы наркогенного вещества.
Оценка предложенной поведенческой схемы (здесь принимают участие все учащиеся) осуществляется по следующим показателям: решительность и твердость прозвучавшего отказа (исключающего возможность провоцирующего предложения в дальнейшем); возможность избежать конфликта с участниками ситуации при выбранной схеме поведения; физическая безопасность отказавшегося. В результате обсуждения формулируется наиболее оптимальная система действий в данной ситуации, которая может быть схематически изображена на плакате или доске [3, c. 112-117].
Еще по теме:
Структурные свойства характера
Центральные, стержневые отношения личности, поскольку они определяются общественными отношениями, всегда социально-типичны. Так, центральными, стержневыми отношениями личности являются отношения к людям и коллективу. Поскольку взаимная св ...
Методологический подход к проблеме ценностно-смыслового развития студентов
Обзор и анализ исследований ценностно-смысловой сферы личности позволяет сделать следующее заключение: в исследованиях ценностно-смысловой сферы личности конца ХХ – начала ХХI вв. делается упор на методологические аспекты данной реальност ...
Изучение межличностных отношений в
группе при помощи детского рисунка.
Широко рисуночные методики известны за рубежом. Популярность этих методик Г.Т. Хоментаускас объясняет несколькими причинами:
1.Процесс рисования оказывает исключительное растормаживающее действие на ребенка, уменьшает напряжение, возника ...