Предыдущий анализ привел нас к выводу о необходимости выявления и реализации условий эффективности духовного развития дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края. Дело в том, что если духовное развитие дошкольников хоть как-то планируется в педагогическом процессе ДОУ то такой его аспект как ознакомление с историей родного края не существует вовсе в большинстве документов. А встретить формулировку «духовное развитие дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края» вообще не представляется возможным, настолько специфичен предмет нашего исследования. К сожалению, изучение психолого-педагогической литературы и практики работы воспитателей ДОУ привел нас к выводу о том, что такому важному вопросу как развитие духовности дошкольников не уделяется достаточного внимания, что требует ведения дополнительной работы в форме создания условий, в которых бы происходило это развитие. Необходимо было так построить работу воспитателей ДОУ, чтобы, не уменьшая ни количество, ни качество других образовательных мероприятий создать такую систему ознакомления дошкольников с историей родного края, в ходе которой происходило бы их духовное развитие. Поиск условий эффективности привел нас к выводу о том, что одним из возможных путей внедрения историко-краеведческого материала может быть проведение занятий с дошкольниками в игровой форме.
Детские игры,
вид активной деятельности детей, заключающийся обычно в воспроизведении ими окружающей жизни, главным образом действий взрослых и отношений между ними. В играх формируется и проявляется потребность ребёнка познать окружающий мир и воздействовать на него, развиваются интеллектуальные, моральные, волевые и физические качества, формируется духовность личности. Игры являются ведущей деятельностью детей в дошкольном возрасте и занимают важное место в воспитании и обучении школьников всех возрастов. По словам А. М. Горького, игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.
Игры дошкольников потенциально приемлемые для духовного развития начинаются с ролевых, в которых дети берут на себя активные роли - взрослого человека, животного, машины и др. (пассивные роли отводятся игрушкам). Характерной особенностью сюжетных игр является их двойственный символический характер (например, играющий мальчик — одновременно и «лётчик в полёте», и ребёнок на стуле). Дети строят игровую ситуацию, одновременно активно включаясь в жизнь взрослых. Они учитывают особенности реальной обстановки, в которой только и могут действовать, и тех реальных предметов, которые применяются в игре. Игрушки, предметы быта, материалы, включаемые в игру, становятся символами, заменяющими предметы из мира взрослых. Именно этот двойственный характер игровой ситуации и создаёт возможность усвоения детьми знаний о тех сторонах действительности, в которых они ещё не могут осуществить реальную предметную деятельность. Та же двойственность - расхождение и связывание в игре плана изображаемого (мир взрослых) и плана реальных игровых действий — является важным условием развития мышления, воображения, творческих возможностей ребёнка. Сюжеты игр обогащаются с расширением знаний детей о жизни: вначале в них отражаются окружающий быт, производственные и общественные темы. Дети обращаются также к сюжетам литературных произведений, кинофильмов, теле- и радиопередач и др. Происходит изменение и содержания игры: от действий с игровыми предметами, лежащих в основе сюжетной игры на ранних ступенях, к изображению деятельности и отношений взрослых, к образованию новой игровой ситуации - роли, в которой ребёнок отождествляет себя с изображаемым лицом (с этой целью используются и игровые атрибуты, символизирующие роль). Ролевая игра как наиболее развёрнутая форма сюжетных игр сохраняется у детей до подросткового возраста. В режиссёрских играх дети обычно не берут ролей на себя, а распределяют их между игрушками и действуют за них. Сюжет (бытовой, общественный, литературный и др.), как правило, развивается в действии с фигурками, выполняющими пассивные роли. Обстановку для сюжетных игр дети создают при помощи игрушек, игровых строительных и природных материалов.
В играх-драматизациях дети старшего дошкольного и младшего школьного возрастов воспроизводят в театрализованной форме содержание литературных произведений. Роли распределяются между детьми, игрушками, используется и театр кукол. В процессе таких игр у детей развиваются художественные способности и интерес к участию в художественной самодеятельности.
Подвижные игры у детей ясельного и младшего дошкольного возрастов - подражательные игры - движения под потешки, песенки взрослых и игры с игрушками. Многие подвижные игры дошкольников близки к драматизации. Ряд игр имеет сюжет и правила («гуси-лебеди»), многие - только правила («салочки», «прятки»). С 4-5 лет дети, играя, соревнуются в беге, прыжках, бросках и др. У детей 5-6 лет подвижные игры начинают приобретать спортивный характер. Особое значение подвижные игры и спортивные игры имеют для физического воспитания школьников
Еще по теме:
Нервная система
Как известно, нервная система впервые появляется у низших многоклеточных беспозвоночных. Возникновение нервной системы – важнейшая веха в эволюции животного мира, и в этом отношении даже примитивные многоклеточные беспозвоночные качествен ...
Диагностика и коррекция двигательных и речевых
нарушений детей с ДЦП
Если ваш ребенок имеет симптомы, которые могут указывать на церебральный паралич, ему необходимо провести детальное обследование. Нет медицинских исследований, которые могли бы подтвердить диагноз церебрального паралича. Диагноз выставляе ...
Развитие практической психологии и педологии в
20—30-е гг
Исследования детского развития продолжались и после 1917 г., так как, в отличие от философов, ведущие ученые, занимавшиеся этими проблемами, не эмигрировали и не были высланы из страны. Однако уже в первые годы советской власти появились ...