Основные методы духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края

Полезная информация » Духовное развитие младших школьников в процессе ознакомления их с историей родного края » Основные методы духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края

Страница 2

- средство духовного развития может использоваться педагогом лично;

- педагог может использовать средство для организации и управления жизнедеятельностью групп воспитанников;

- средства духовного развития могут использоваться самими школьниками в структуре воздействия друг на друга.

Эти виды регулятивных принципов использования средств духовного развития из-за стохастического характера не исключают друг друга, т.е. в конкретном методе могут выступать в некоторых сочетаниях.

Задачу классификации методов духовного развития дошкольников мы формулируем следующим образом: имеется конечный перечень методов и список их признаков; каждый метод должен быть оценен относительно каждого признака. Необходимо найти группы методов, внутри которых методы «похожи» друг на друга в большей степени, чем на те методы, относящиеся к другим группам. Для решения этой задачи необходимо составить перечень методов духовного развития дошкольников и осуществить классификацию как выявление общего. Важно из данного перечня убрать формулировки, фактически обозначающие группы методов (организационные, словесные и др.), т.к. выделение таких групп и является целью анализа. С учетом этого требования не вызывает сомнение определение таких методов духовного развития дошкольников как упражнение педагогическое требование, поощрение и осуждение, мнение группы, создание ситуации выбора поведения, соревнование, поручение. Многие авторы рекомендуют включить в этот список и метод самоуправления, однако мы подчеркиваем, что организация самоуправления в этом возрасте должна полностью возлагаться на педагога. Важным методом духовного развития дошкольников является разъяснение мировоззренческих, нравственных, эстетических идей высказанных в разные времена мыслителями «малой родины» Республики Татарстан. Однако «маленькую» Родину ребенка нельзя ограничивать только сквером или парком, которые находятся рядом с его домом или детским садом. Это даже не улица, на которой живет ребенок. «Малая Родина» ребенка - это и природа, которая его окружает каждый день, и памятные места города, его музеи и выставки, это и известные люди, живущие в городе, их трудовые будни, исторические сведения краеведческого содержания и многое другое.

Но главнейшим средством духовного развития дошкольников, безусловно, является пример.

Таким образом, в перечень включены 10 методов духовного развития дошкольников. Многим покажется что перечисленные методы носят сугубо воспитательных характер, но так сущности оно и есть. Ведь мы не ставим перед собой формирование у дошкольников прочных и обширных знаний по истории родного края, что представляется невозможным. Ознакомление с историей родного края выступает как бы фоном, на котором разворачивается процесс духовного развития дошкольников. Разумеется, с некоторой точки зрения этот перечень может оказаться неполным или избыточным, однако недостаточная разработанность данного вопроса в психологической науке не позволяет конкретизировать их точнее. Обобщив эти методы по сходным признакам, мы выделили три их группы. Это: методы сообщения и выявления сущности духовных идей, условий их реализации (метод разъяснения); методы интернализации духовных идей на уровне поведения (педагогическое требование, осуждение и поощрение); группа методов интернализации духовных идей на уровне мотивов, т.е. относящихся к высшему уровню реализации процесса духовного развития (пример, упражнения, ситуация свободы выбора, поручение, соревнование, самоуправление) (См. таб.1). Разумеется, в данной классификации имеется ряд моментов, слабых с теоретической точки зрения. Однако дальнейшее развитие теоретической основы методов духовного развития дошкольников может осуществляться только на основе усовершенствования ее эмпирической основы.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Стрессовые ситуации в управленческой деятельности
Словарное определение стресса гласит: «Это внутреннее сопро­тивление, реакция эластичного тела на внешние силы, воздействую­щие на него»[17]. Из этого определения вовсе не следует, что стресс — только отрицательное явление. Исследования п ...

Заключение.
Рассмотренные в данном реферате особенности языка и общения животных, говорят о том, что животные также, как и человек, могут общаться между собой, однако не всегда при помощи вербальных средств (здесь речь идет не о человеческой речи, а ...

Ощущения
Ощущения считаются самыми простыми из всех психиче­ских явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъек­тивно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки цент­ральной нервн ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru