Понятие и сущность духовного развития дошкольников

Страница 2

С точки зрения аксиологического и антропологического подходов базовыми, сущностными характеристиками личности являются духовность и нравственность, связанные с мотивационной сферой внешне (нравственность) и внутренне (духовность).

Уяснению понятия «духовность» способствует выделение диады «духовность-нравственность», поскольку между ними существует не только семантическая, но и онтологическая связь: нормы и принципы нравственности получают идейное обоснование и выражение в идеалах добра и зла, являющимися категориями духовности. Сущность духовности заключается в трансцендировании человеком наличной действительности и своих собственных пределов. В самом факте присутствия духа в человеке проявляется более глубокая, фундаментальная реальность, которая обнаруживается в парапсихических явлениях и феноменах трансперсональных переживаний. Духовность - это то, что возвышает личность над физиологическими потребностями, этическим расчетом, рациональной рефлексией, то, что относится к высшей способности души человека, что заложено в основание его личности [1].

Наиболее соответствующее задачам нашего исследования следующее определение духовности: духовность - это то самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность. Это «самое высокое» может быть низким, но духовность всегда - предмет человеческих стремлений, вектор (направленность) его души, устремленность к избранным целям (ценностям).

Сочетание духовного становления ребенка и развития всех его сил с познанием мира и человека позволяет рассматривать традиционное образование как феномен духовной культуры России. Образовательный процесс в традиционной российской педагогике был направлен на сохранение и развитие одаренности детей. Одной школе с такой задачей справиться было невозможно. При этом содержание школьного образования определялось задачей научно обоснованного познания мира и формирования способов выражения своего внутреннего мира. Духовно-нравственное воспитание предлагается рассматривать как создание условий для духовно-нравственного становления человека. Вся история духовного развития человека, - пишет проф. В.И. Несмелов, - в сущности, сводится только к истории поисков его за решением загадки о себе [1].

Необходимость совершенствования деятельности педагогов ДОУ по развитию духовности воспитанников продиктована возрастанием роли духовного фактора в регулировании поведения людей, сложностью адаптации личности в условиях быстро меняющейся жизни. Разумно организованная учебно-воспитательная деятельность раскрывает перед дошкольниками огромную роль духовных ценностей является условием их дальнейшего верного выбора жизненных планов и нахождения цели и смысла жизни. Поэтому организуя деятельность воспитанников, педагоги ДОУ стремятся создать условия, в которых у дошкольников формируются высшие социальные потребности, вырабатываются правильные представления о поведении человека, о смысле жизни, идеал, счастье, т.е. формируется духовность.

Надо, нельзя, можно — понимание этих нравственных истин и следование им в жизни свидетельствует о высокой моральной культуре. Но поднимается на эту ступеньку нравственного развития лишь тот, кто знает и осуществляет педагогическую истину, столь же простую, сколь и мудрую: на один запрет, который вы даете своим питомцам, должно приходиться десять побуждений к активной деятельности. Чтобы человек понял, что значит нельзя, он должен убедиться в том, что такое надо, необходимо. Из отношения к миру окружающих ребенка вещей и живых существ — книге, тетради, цветку, птице, собаке - начинается человеческая культура, начинается отношение к человеку. Любое правило можно повернуть к воспитаннику такой стороной, что исчезнет запрет и появится призыв к деятельности, одухотворяющий человека, помогающий ему утвердиться на поприще добра. Не надо держать детей в узде запрета: не рвите цветов, растущих в школьном дворе. Освободите их от этой узды, предоставьте им полную свободу, но одухотворите трудом: пусть у каждого из вас на школьном дворе растет цветок, взлелеянный вашими заботами.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Проблема возникновения новых гипотез
При описании общих черт экспериментального метода не был затронут вопрос "откуда берутся экспериментальные гипотезы?". Их выдвигает исследователь, решая научные задачи или желая достигнуть практических целей средствами научного ...

Современные психологические исследования эмоциональной стойкости как черты эффективного консультанта-психолога в отечественной литературе
Итак, в психологической литературе зарубежные и отечественные авторы выделяют наряду с другими профессиональными и личностными качествами, необходимыми в работе психолога и эмоциональную стойкость. При этом в психологической литературе с ...

Мотивационно-потребностная сфера личности
Известно, что потребности человека являются исходными побуждениями к деятельности. У человека, обладающего высшими формами отражения действительности, объекты, побуждающие к деятельности, могут быть отражены в форме сознательного образа и ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru