Но для некоторых детей могут быть сделаны исключения. Это будет тогда, когда у ребенка с детства проявляются определенные склонности, например, к музыке, живописи, поэзии, изучению природы и т. д. В этом случае родителям надо способствовать развитию в ребенке соответствующих, данных ему от Бога, талантов и искать соответствующих учителей. Занятия с последними подготовят ребенка для будущей специальности.
Другое дело с развитием в ребенке специальных трудовых навыков. Этой стороной образования в интеллигентных семьях обычно пренебрегают.
Выше (см. главу «Спасение душ родителей более всего зависит от детей») уже говорилось о необходимости приучения детей с самого раннего возраста к труду и привычке по возможности самим обслуживать себя. Воспитывая детей, родители могут постепенно развивать у них специальные трудовые навыки и знания, которые в дальнейшей жизни им пригодятся, будут облегчать жизнь, сделают их более полезными членами общества, а может быть, и дадут кусок хлеба в трудные минуты жизни или в тяжелые годины.
Как правило, каждая мать должна научить своих дочерей уменью шить простые платья и белье, вязать и производить перешивку, ремонт одежды и стирку белья. Каждая девочка должна, вместе с тем, быть обучена уменью готовить пищу и хорошо разбираться в сортах и качестве продуктов питания.
Для мальчиков очень важно овладеть начатками ремесла столяра, слесаря, плотника, электромонтера, переплетчика и т. п.
Девочек можно научить художественному шитью и вышиванию. И мальчикам, и девочкам очень полезно приобрести начатки знаний и навыков в области медицины, как-то: уменья перевязывать и бинтовать раны, оказывать первую помощь в несчастных случаях и т. п.
Если в распоряжении семьи имеется клочок земли, то всех детей следует приучать к практике огородного дела и садоводства.
Чем глубже знания удается дать детям по каким-либо из вышеперечисленных профессий, тем лучше: родители могут быть спокойны за дальнейшую участь своих чад в практическом отношении. Они всюду будут полезны и никогда не будут нуждаться в хлебе насущном.
А в заключении я хотел бы привести слова одной матушки:
«Учитывая современную обстановку, важно проявлять осторожность в требованиях к детям, которые могут в ряде случаев давать не положительные, а отрицательные результаты,
Ребенок встает утром в школу с трудом, как это наблюдается у большинства детей. Никакой физзарядки он не делает, но родители следят, чтобы он встал на молитву. Так пусть же молитва крошки будет проста, но горяча, идущая от сердца: «Господи! Я иду в школу! Помоги мне быть внимательным, прилежным, сообразительным. Сохрани меня от злых людей, от бед, от ошибок. Пошли мне, Господи, ангела святого, чтобы он мне помог и хранил меня. Я иду по Твоей воле, так благослови же меня, Господи!» И перекрестясь благоговейно, пусть бежит малыш с сознанием, что идет исполнять дело, порученное ему Богом.
Но что мы нередко наблюдаем на деле? Малыш наспех твердит заученные, непонятные ему молитвы, небрежно крестится, кладет поклоны и косится на часы. «Ах, как длинна эта молитва!» — думает он. Но сократить нельзя, его слушает бабушка. Вдруг телефонный звонок. Бабушка уходит, какое счастье! Можно уйти поскорее, чтобы порезвиться с ребятами лишние минуты на школьном дворе. Малыш упустил длинный ряд поминальных молитв и имен, но зачем ему они? Он не знал этих людей, имена которых ему велено произносить, так не все ли равно для крошки, что ждет за гробом их души? «Да притом же они и так в раю, ведь бабушка говорит, что они были хорошие люди», — рассуждает он. В школе ребята с аппетитом завтракают сосисками, колбаской и т. д. А наш малыш смотрит на | них с завистью и с осуждением: «Греховодники! А ведь сегодня пост!» Постепенно недоброжелательство к товарищам, рожденное завистью и осуждением, растет у малыша. Он охотно дерется с товарищами и слывет за «нервного» и «недотрогу». Но проходит некоторое время, и вот малыш уже дома не всегда и не сразу слушается родителей. Его наказывают, и он боится уже этих наказаний. Приходится ему скрывать свои поступки: опоздания, лень, шалости; приходится обманывать мать, отца и др. Так за чем же дело стало? Он вскоре купит себе в буфете сосисок, ведь «они» не узнают, а Бог? «Да я покаюсь на исповеди, скажу в общем: "не слушался", ну и все. Батюшка отпустит, и Бог простит».
Так понемногу внутренне дитя «отделывается» от строгости и подвигов веры и начинает чувствовать себя бодрее и веселее. А кто как не родители виновны в том, что иго стало ребенку непосильным, и он стремится его сбросить? Что молитве-то настоящей его не научили? Молитва есть беседа души с Богом, как с любящим Другом, а нашему сыну религия и Бог были преподносимы как бесконечные ограничения, томления и страдания. Вера, которая должна бы его окрылять и делать счастливейшим из людей, она стала с детства его бичом, отнимающим радости жизни.
Еще по теме:
Общение как восприятие людьми друг друга
Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человек ...
Возрастные изменения работоспособности
Персонал, накапливающий обширный опыт практической работы и знания, к сожалению, имеет тенденцию стариться. Одновременно не молодеют и руководители. Приходят новые сотрудники, у которых за плечами также груз прожитых лет. Как же организов ...
Неполная семья и ее влияние на детей
Детские психологи, занимающиеся изучением проблем семейного воспитания, отмечают, что полная семья сама по себе не гарантирует успех в воспитании ребенка, а лишь создает предпосылки успешного формирования его личности. Тем не менее, воспи ...