Данное исследование позволило выявить роль рисунка как метода изучения межличностных отношений в группе. С помощью рисунка можно выявить эмоциональное отношение испытуемого по отношению к другим детям. К тому же рисунок снимает напряжение, скованность, которое испытывает ребенок при опросе. По последовательности рисования можно судить о изобретательности ребенка, значимости фигур. Однако рисунок, как метод изучения не может дать объективной оценки отношениям в группе, так как кроме чувств, он использует уже сложившееся умение, навыки.
Поэтому для исследования межличностных отношений необходимо комплексное использование всех методов: наблюдение, социометрия, беседа.
В русле разных направлений было собрано большое количество фактического материала. Выделенные отличительные особенности детских рисунков, охарактеризованы основные стадии развития рисования у ребенка; определенную интерпретацию получили мотивация детского рисования и причины, обуславливающие специфику рисунка на разных этапах детства. Однако не на одной из этих важных проблем не было доступно единой точки зрения. Они остались остро дискуссионными, требующими дальнейших исследований.
Эффективность изучения межличностных отношений в группе зависит от правильного выбора используемых методов. Для изучения межличностных отношений используются основные методы изучения психики ребенка: наблюдение, эксперимент, беседа. Из экспериментальных методов широко развиты социометрические методики. Используются для изучения межличностных отношений и анализ продуктов деятельности, в частности анализ детского рисунка.
На основе анализа всех методов изучения межличностных отношений можно дать объективную оценку межличностным отношениям в группе
[1] Хоментаускас Г. Т. « Использование детских рисунков для исследования семейных отношений ». Вопросы психологии. 2006 г. № 1
[2] Анастази В. « Психологическое тестирование » ч. 2, М- 2002 г.
[3] Репина Т. А. «Социально – психологическая характеристика группы детского сада ». М – 2000 г.
[4] Полуянов Ю. А. « Дети рисуют ». М-2003 г.
[5] Репина Т. А. «Социально – психологическая характеристика группы детского сада ». М – 2000 г.
[6] Анастази В. « Психологическое тестирование » ч. 2, М- 2002 г.
[7] Полуянов Ю. А. « Дети рисуют ». М-2003 г.
[8] Полуянов Ю. А. « Дети рисуют ». М-2003 г.
Еще по теме:
Детские капризы
Самый первый, а потому самый трудный "пик капризов" приходится на возраст 2 - 5 лет. Конечно, все семьи с той или иной долей успешности, набив кучу шишек и попортив нервы, с проблемой капризов в конечном итоге справляются. Но пр ...
Ригидность и пластичность в поведении высших позвоночных
Как уже указывалось, вопреки еще распространенному мнению инстинктивное поведение не теряет своей значимости в процессе эволюции, так как оно принципиально не может замещаться научением. Подчеркнем еще раз, что инстинктивное поведение явл ...
Виды и смысл жизненных кризисов
Изменение жизненных ролей происходит в течение всей жизни человека, иначе она не может развиваться. Если эти трансформации протекают гармонично, то есть без чрезмерного обострения жизненных трудностей, или противоречия продуктивно решаютс ...