Игра как средство изучения особенностей детского общения

Страница 2

Так игровые ситуации позволили выявить особенности стратегии поведения лидеров в детском возрасте. Уже в этот период дети могут обеспечить себе лидерские пози­ции, овладев любой игровой ситуацией, где действуют та­кие средства самоутверждения: развитая речь, способность предвидеть реакции партнеров на несколько ходов впе­ред, быстрая реакция в диалоге.

Свой опыт взаимоотношений дети выявляют в свобод­ных ролевых играх. [2]Большой материал дают сюжетные игры в куклы. У психологов есть даже специальный тест, который так и называется — «Тест игры в куклы». Он проводится так.

В игровой комнате детского учреждения образуется ку­кольный дом. В реалистической обстановке, соответству­ющей убранству современной квартиры, располагаются куклы — члены семьи: бабушки и дедушки, папы, мамы, тети, дети разных возрастов. В набор игрушек также вхо­дят куклы, наделенные различными социальными ролями: учителя, врачи, милиционеры, дворники, продавцы и дру­гие. Куклы в различных сочетаниях предлагаются детям для игры. Часто им предлагаются игрушки, из которых мо­жет быть составлен двор в городе или деревенской мест­ности, обстановка спортивного зала или школьного клас­са. Детям может быть предложена игра по заранее заданному сюжету или предоставлена полная свобода дейст­вий. Один из вариантов этого эксперимента назван «кар­тина мира», и, действительно, после нескольких игровых сеансов создается достаточно глубокое и полное представ­ление о том, каким представляется окружающий мир иг­рающим детям.

Проигрывая сюжеты «В семье» дети за своих кукол го­ворят различные монологи, в которых отражаются реаль­ные переживания детей. Вот некоторые примеры их вы­сказываний, которые зафиксированы психологами: «Я люб­лю свою младшую сестренку», «У меня никудышный брат», «Моя мама самая красивая!», «Моя мама хорошая, толь­ко нервная!», «Если бы мой брат никогда не родился», «Я никому не даю в обиду свою сестру», «Моя мама — коро­лева!», «Моя мама — баба-яга!».

Группа детского сада — это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются дружеские и конфликт­ные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом изменяется отношение дошкольников к сверстникам, которых они оценивают не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это связано с развитием представле­ний детей о нормах морали.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Формирование жизненного пути
Под картиной мира мы понимаем реальную картинку, которую мы воспринимаем всеми каналами ощущений, многомерно. Т.о., вот здесь, где слово вижу- картина мира, реальность, данная нам в ощущениях. Вот здесь, под словом знаю- описание мира - в ...

Концепция пансофии у Я. А. Коменского
В своих трудах Коменский первый убедительным образом выразил передовые педагогические стремления новой эпохи, открыл дорогу самостоятельному развитию педагогики как науки. Концепция пансофии возникла как реакция на схоластическое учени ...

Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста
Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Он ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.inminds.ru