3. Внимание: устойчивое, трудно переключаемое. Испытывая затруднения с выполнением заданий, все равно старается их выполнить.
4. Из 10 предложенных слов после первого предъявления воспроизвел одно слово, допустил три ошибки, после двух предъявлений — три, после трех — четыре, после четырех и пяти — пять.
5. Воображение: 8;3 (присвоенный ответ в сравнении с образом).
6. Уровень познавательного развития ниже возрастной нормы.
Обследование речевой сферы:
1. Фонематический слух не сформирован.
2. Общается с помощью простых фраз. Слоговая структура не нарушена.
3. Словарный запас ниже возрастной нормы.
4. Стертая форма дизаритрии.
Обследование эмоционально-волевой сферы:
1. Контактен. Склонен к «застреванию» на отрицательных эмоциональных состояниях, к возникновению страхов, инфантилен, раним.
2. В доступных по сложности заданиях действует адекватно, используя целенаправленные пробы.
3. Ориентирован на социальные нормы, но занимает двойственную позицию: с одной стороны, имеет тенденции к нарушению норм, с другой — боязнь наказания за это.
Самооценка и притязание на признание: самооценка, не сформирована, претендует на успех в деятельности и высокий статус в группе, микрогруппе.
Анна И., 5 лет 4 месяца
Сведения о родителях: мать —
бомж, отец имеет двоих детей,
место жительства неизвестно.
Диагноз — задержка речевого развития.
Дата поступления — отказная.
Обследование познавательной сферы:
1. Восприятие: различает по образцу цвета и формы, называет их.
2. Мышление: решает задачи в пределах 4; переносные смыслы не понимает, с заданиями на доске Сегена справляется успешно, на кубиках Коосса — только с подсказки взрослого.
3. Внимательна.
4. Память: после первого предъявления из десяти предложенных слов воспроизвела четыре слова, после двух — шесть, после трех — восемь, после пяти — десять.
5. Воображение (повторение ответа по образцу).
6. Уровень познавательного развития в целом соответствует возрасту.
Проявляет хорошую познавательную активность.
Обследование речевой сферы:
1. Фразы строит правильно, мысли выражает доходчиво.
2. Запас слов ниже среднего уровня.
3. Задержка речевого развития.
Обследование эмоционально-волевой сферы:
1. Эмоциональный статус в норме.
2. Осуществляет планирование своей деятельности, действует целенаправленно и последовательно.
3. Успешно усваивает социальные нормы, хорошо социально адаптирована.
Самооценка и притязание на признание, самооценка в норме — положительная. Уровень притязаний высокий, притязает на признание и оценку взрослого. Сформировано ценностное отношение к
себе.
Приведенный краткий анализ особенностей личностного развития детей, находящихся в ситуации депривации, закономерно ставит вопрос о возможности снятия ее последствий или хотя бы сглаживания, коррекции их. Мы, безусловно, понимаем, что ликвидация последствий любой аварии — экологической, технической или личностной, как в данном случае, не может стереть всех ее следов, однако нивелирование их, для того, чтобы человек мог адаптироваться в обществе, хотя и сложно, однако возможно. Следует говорить о глобальных способах решения проблемы и таких, которые позволили бы реализовать ее «в заданных условиях».
К числу глобальных решений мы относим такие, как перевод всех детских домов за черту города. Поселение детей «на земле», где непосредственное общение с природой, добывание «хлеба насущного» своими руками, обучение ремеслу и целый ряд других факторов позволят в корне изменить «социальную ситуацию развития». Путь этот очень сложен, но возможен (Мухина, Счастная).
Еще по теме:
Человек - семиотическое существо
Поведение животных полностью определяется теми ситуациями событиями, с которыми они сталкиваются (в случае опасности животное бежит; если хочет есть, ищет пищу и т.д.). Поведение человека и ситуация, в которой он оказался, задаются языком ...
Вопросы развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста
в отечественной и зарубежной психологии
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связаны с поступлением в шко ...
Что такое любовь
Очень часто мы задаем вопрос: "Что же такое любовь?", но ответить на него не можем. Может быть потому, что мы еще никогда не любили, а может потому, что ее на самом деле нет?
Но все же любовь есть. Она живет в сердце каждого че ...