Характеристика действий и движений

Полезная информация » Характеристика действий и движений

Страница 2

Волевые действия переживаются субъектом как требующие внутреннего усилия. Они характеризуются подчинением одного мотива другому, при этом эти оба мотива имеют противоположные знаки.

Каждое действие состоит из системы движений или операций, которые разделяют на внешние (предметные) и внутренние (психические, умственные). В зависимости от психических актов, доминирующих в способах действий выделяют следующие компоненты действия

: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) и моторные (двигательные)

К внешним действиям относят моторные (двигательные) действия человека, действия по перемещению предметов, движения речевых органов, мимику и пантомимику, к внутренним относят перцептивные действия, посредством которых формируется целостный образ предметов и явлений, мнемические движения, входящие в состав деятельности по запоминанию какой-либо информации и последующему ее припоминанию, мыслительные действия. [8]

Сенсорные действия — это действия по восприятию объекта, например, определение размера предмета, его расположения и перемещения в пространстве, его состояния. К числу сенсорных действий относится и оценка настроения человека по его мимике. Моторные действия — это действия, направленные на изменение положения объекта в пространстве путем его непосредственного перемещения (руками, ногами) или непосредственно с использованием орудий труда (переключение скорости при управлении автомобилем). Моторные и сенсорные действия чаще всего объединяются в трудовой деятельности в сенсомоторное действие, но для целей обучения (в частности, упражнения) их выделяют как отдельные виды действий. Сенсомоторное действие, направленное на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира, называют предметным действием. Любое предметное действие складывается из определенных движений, связанных в пространстве и времени. Умственные действия — разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установлено, что в умственное действие обязательно включены моторные двигательные компоненты.[1] .

Исследования советских психологов показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.[3]

Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе выполненной умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.[3]

Действие – основная единица анализа деятельности и имеет подобную деятельности структуру:

цель — мотив, способ — результат. Действие – процесс, направленный на реализацию цели, где цель – это сознательный образ желаемого результата. Можно сказать, что действие – это пpоцесс pешения задачи, включающий в себя пpоцессы целеобpазования, пpоцессы поиска сpедств. Действие отличается от деятельности тем, что предмет, на который оно направлено, не совпадает с его мотивом. Мотивы порождают действия. Осознаваемое отношение предмета деятельности к его мотиву - смысл действия; форма переживания смысла действия - осознание его цели. Действие, в отличие от привычного или импульсивного поведенческого акта, непосредственно определяемого предметной ситуацией, всегда реализуется опосредованно. В качестве средств могут выступать различные знаки, роли, ценности, нормы и пр.; применяя их, субъект овладевает действием, превращает его в личностное, принадлежащее ему самому.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Акцентуации характера
Характер можно определить как иерархизированную, упорядоченную совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, которые формируются в процессе жизнедеятельности и проявляются в способах типичного реагирования л ...

Психологические особенности детей начального этапа общения в психолого-педагогической литературе
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (I – IV классы школы). Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считать неизменными. А зависят от готовности ре ...

Психологическое консультирование и другие виды психологической помощи
Психологическое консультирование отличается от других видов оказания практической психологической помощи людям следующими основными особенностями. В отличие, например, от индивидуальной и групповой психиатрии оно предполагает относительно ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru