Движение глаз и направление взгляда не приводит возникновению внутреннего опыта, а отражает обработку информации в нервной системе и указывает на нее. Однако из-за того, что мозг и нервная система интерактивно функционируют как целостная система, сознательное управление латеральными движениями глаз может помочь стимулировать соответствующую репрезентативную систему. Таким образом, когда человек смотрит вверх и влево, то идет стимулирование той части мозга, где хранятся картинки прошлого этого человека.
Учеными был обнаружен фундаментальный древний механизм в глубинах мозга, который физиологически связывает движение глаз и сенсорные воспоминания. Называемое "ретикулярной формацией", это плотное скопление нейронов является сенсорным фильтром мозга, оно принимает решение о том, какие сообщения являются достаточно важными для того, чтобы послать их в сознание для внимательного изучения. Нервы, контролирующие движения глаз (глазодвигательные, блоковые и отводящие), которые человек будет просто называть глазодвигательными нервами, берут начало в ретикулярной формации. Считается, что, когда глаз инстинктивно или преднамеренно движется к конкретному положению, ретикулярная формация активируется и посылает в мозг импульс, стимулирующий конкретное сенсомоторное воспоминание".
Верна ли схема для каждого человека? У левшей и людей с зеркальной локализацией функций при воспроизведении конструировании будут наблюдаться обратные паттерны. У них визуальное и аудиальное воспроизведение происходит при взгляде вправо. Визуальное и аудиальное конструирование происходит при взгляде влево. Более того, у некоторых людей паттерны движения глаз выражены так же сильно, как нарисовано на схеме. У них отмечаются более тонкие движения. Для того, чтобы заметить изменение положения глаз, нужно наблюдать гораздо внимательнее. При этом нужно внимательно слушать слова-предикаты. Они дают дополнительную информацию об обработке/репрезентации данного человека. Если часто наблюдать за конкретным человеком, то можно проследить, что он имеет склонность к регулярному и последовательному использованию тех или иных глазодвигательных паттернов.
Какое отношение это все имеет к раппорту? Непосредственное. Когда глаза человека движутся вверх, можно с большой долей вероятности предположить, что человек рассматривает внутренние картины. Таким образом, если в этот момент обратиться к нему при помощи визуальных слов, мы окажемся настроенным на него. Многие люди перед тем, как начать говорить, помещают глаза на "исходную позицию". При этом даже до того, как они начнут говорить, есть хороший шанс узнать репрезентативную систему, которую человек будет использовать!
Знание ключей глазного доступа может оказать большую помощь при установлении и поддержании раппорта, если использовать их с целью определить, когда можно говорить, а когда следует помолчать. Так как предикаты информируют нас о том, какую систему использует и осознает человек, можно назвать ее "ведущей системой". Часто наша ведущая и основная репрезентативная система может не совпадать. Поэтому когда мы делимся с человеком информацией нужно дать ему время подумать, т.е. обработать эту информацию внутри себя. Если этого не сделать и продолжить говорить, в то время как человек получает доступ к информации, можно благополучно потерять раппорт.
Возможные отклонения.
Глаза движутся в сторону, обратную той, что указана на схеме: возможное латеральное общение. Может быть, человек - левша.
Глаза последовательно движутся сначала в одну точку, а затем в другую: человек получает доступ к ведущей системе для того, чтобы сделать то, что вы просите.
Глаза никогда не занимают какое-то конкретное положение: возможно, у человека заблокированы системы V, А или К, и, таким образом, он избегает этого положения.
Глаза принимают нетипичное положения; например, человек смотрит вверх и говорит: "Я чувствую, что…". Возможно, это паттерн синестезии.
Еще по теме:
Выводы
История исследования проблемы эмоциональной стойкости выделяет два главных этапа в ее разработке: констатирующе - описательный и формирующий (профессионально - ориентированный). Под эмоциональной стойкостью мы понимаем сложное интегративн ...
Содержание и особенности Я-концепции
Первым из психологов, начавший разрабатывать проблематику Я-концепции был Уильям Джеймс. Глобальное, личное «Я» он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (чистый опыт) и Я – как объект (содержание это ...
Основные
эмоции
К числу основных эмоций, общих у человека и высших млекопитающих, относятся:
• Интерес
• Удовлетворение
• Надежда
• Радость
• Пренебрежение
• Гнев
• Страх
• Горе
По К. Изарду выделяют 10 основных (базовых) эмоций:
• Радость
• У ...