Долговременные программы и жизненный путь личности

Полезная информация » Долговременные программы » Долговременные программы и жизненный путь личности

Страница 4

Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути: преддошкольная, дошкольная, детство, школьная.

Некоторые ученые (Балтес, 1987; 1988) полагают, что развитие индивида на протяжении жизни – это не только взаимодействие возрастных изменений и исторических перемен. Он считает, что в развитии взаимодействуют три типа факторов.

Нормативные возрастные факторы – это те биологические и социальные изменения, которые обычно происходят в предсказуемом возрасте. Сюда относятся пубертат и менопауза, равно как и некоторые физические аспекты старения. К этим факторам также относятся некоторые предсказуемые социальные события, такие как, поступление в школу, вступление в брак или уход на пенсию, которые обычно происходят в определенных возрастных границах.

Нормативные исторические факторы – это такие исторические события, как войны, экономические спады, эпидемии, которые практически одновременно затрагивают всю возрастную когорту (группу людей, родившихся в один и тот же период времени).

К третьему типу факторов относятся факторы ненормативные. Их воздействие не связано с определенным периодом жизни человека. Скорее они соответствуют сугубо личным событиям, происшествиям и переменам в жизни человека. К ним относятся развод, потеря работы, болезнь, перемена места жительства, непредвиденные потери или внезапное везение и т.д. Некоторые из перечисленных критических событий могут резко изменить жизнь человека. Таким образом, развитие есть нечто большее, чем только результат влияния возрастных и исторических факторов; время наступления событий в жизни каждого отдельного человека и возрастной когорты в целом столь же важно для развития, как и само их совершение.

Развитие является основным способом бытия личности. Оно выражает главную потребность человека – потребность постоянно выходить за собственные границы. ( Анциферова Л.И. , 1981).

Среди важнейших аспектов эволюции психики следует назвать расширение именно временной ориентации. Так, если животное ориентируется во времени исходя из необходимости удовлетворения лишь необходимых настоящих потребностей, то интервалы времени, репрезентованные в сознании человека, не только связаны с его прошлым, настоящим и будущим, но и могут выходить далеко за рамки отдельной жизни. Лишь только биологическая судьба имеет необратимый финал. Время же личности, как неотъемлемая частичка исторического времени, времени социума – не является однозначно оконченным. ( В.Панок, Т. Титаренко,2001).

Постоянная незавершенность – характерная черта психологической организации личности, внутреннее условие ее способности саморазвития, сотворение себя вновь. Анализируя вопросы развития личности и место, которое они занимают в жизнедеятельности человека, К. Обуховский отмечал, что «личностный уровень психологической организации индивида – это способ, средство или орудие овладения человеком своим будущим, осуществление будущего с помощью творческих действий» (Обуховский К., 1981).

Все социальное бытие человека является направленностью на цели, которые находятся в более-менее отдаленном будущем. Человек не может жить, не адаптируясь, не приспосабливаясь. И если говорить о личностном приспособлении, то это будет скорее приспособление к будущему, чем к настоящему. Творческое отношение к собственной жизни требует выхода из обыденности, повседневности. Личность приспосабливается к будущему, прогнозируя его, разрабатывая жизненные планы, программы, осознанные и неосознанные окончательно ориентиры.

Таким образом, только осознавая свою временную орбиту, анализируя последствия завершенных действий, планируя будущие поступки, личность может двигаться жизненным путем вперед, развиваться, а не стоять на месте или деградировать. Время человека отмеряно, и мысль о смерти вынуждает к активному действию. То, что не имеет измерений, не имеет и ценности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Понятие стиля руководства
Корни управления персоналом уходят глубоко в историю человеческого общества. Еще первые представители человечества, объединенные в родовые общины, ежедневно решали проблемы использования собственных, весьма ограниченных физических и интел ...

Теоретические подходы к определению понятий ценностей и ценностных ориентаций
Как самостоятельная научная проблема, вопрос о ценностных ориентациях стал обсуждаться в психологии давно. Неоднократно учёные и мыслители обращались к понятию ценностных ориентаций. За это время появилось много различных точек зрения на ...

Особенности депривации психического развития в младенчестве
Дети, попадающие в дом ребенка, часто имеют плохую наследствен­ность: отягощенность алкоголизмом и наркоманией, врожденную психическую и неврологическую патологию. Они имеют врожден­ные психические аномалии, так как зачатие такого ребенка ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru