Мы не имели специального инструментария для изучения феномена доверия, поэтому провели косвенное исследование. Мы лишь приблизительно заглянули во внутренний мир личности, а также в ее взаимоотношения с окружающим людьми.
Теоретические предположения о связи феномена доверия к себе с самосознанием личности с, ее «Я-концепцией» позволили использовать методику исследования самоотношения. С.Р. Пантелеев пишет о том, что самоотношение есть самостоятельный объект в процессе самосознания, которое является стабильной характеристикой субъекта и включает такие аспекты как самооценка, самоуважение, самопринятие и другие. Убеждения личности относительно себя самой, их эмоциональная оценка являются теми «фильтрами», которые ограничивают свободу человека, его представления о своих возможностях, и именно от них зависит мера доверия к себе (то есть человек определяет сколько себе разрешить). Мы можем предполагать связь данных феноменов (доверия и самосознания), но каждое из них обладает самостоятельным статусом.
Если принять во внимание, что основная функция доверия связывать человека и мир в единую систему (делать отношения с собой и с миром гармоничными),мы решили выявить у подростка наличие дисгармонии во взаимоотношениях с собой и с миром, что можно было бы объяснить как недостаточную меру доверия к себе и к миру. Для этой цели мы выбрали проективную методику «Незаконченные предложения» Сакса и Леви. Отметим, что для исследования мы отобрали предложения, которые характеризуют взаимоотношения с отцом, матерью, друзьями (предполагаем, что это значимые другие для испытуемого) и с самим собой. Возможно, это отразилось на исследовании, но провести полную методику в условиях школы было невозможно. Вместо шестидесяти предложений наше исследование состояло из четырнадцати.
Для того чтобы определить, кто является для подростка значимым другим, провели методику внешнегрупповая референтометрия. Согласно теории Э.Эриксона на становление идентичности значимое влияние оказывает доверие значимых людей, ведь они как бы подтверждают, что подросток становится тем, кем ему необходимо стать.
Мы также попросили испытуемых определить уровень своего доверия к выбранным людям по шкале из пяти баллов. Согласно взглядам представителей гуманистического направления психически здоровая личность обладает умением доверять хотя бы одному близкому человеку.
Еще по теме:
Развитие способностей
Существует два подхода к проблеме:
Диагностико-коррекционный: способность - проявление и развитие анатомо-физиологических задатков. Развитие способностей во времени: задаток чувствителен ко времени развития человека. Наличие сенситивных ...
Понятие личности и ее психологическая структура.
Психология, изучая человека, называет его по разному: индивид, индивидуальность, субъект, личность. Каждое из этих понятий имеет свое содержание. Термин «индивид» используется, если человек рассматривается как представитель человеческого ...
Проблема избыточной политизации
Потребность во власти не относится к категории базовых потребностей, хотя и может стать главенствующей в иерархии потребностей личности в определенных случаях.
Потребность во власти лежит в основе избыточной политизации общества. Избыточ ...