Создание детских домов семейного типа, попечительские {([юс-терские) семьи — это также один из путей изменения ситуации.
Кроме того, существует и способ изменения последствий деривации путем реабилитации и коррекции. В этом направлении уже сделаны значительные таги. Мы можем говорить о системе воспитания, направленной на стирание последствий депривации — это система, предложенная Мухиной и внедренная под ее руководством в Доме детства в Ганске Лруловым и др.
Можно говорить и о некоторых программах, направленных на; реабилитацию отдельных личностных качеств (агрессивности, тревожности) и обучение эффективному эмоциональному взаимодействию, разработанных Т.Н. Счастиой и внедренных Ю.В. Егошкиным (1994—1995) в Шереметьево-Песоченском детском доме (Рязань) и Л.В. Маликовым (1995—1997) в Доме детства в Оренбурге. Имеется и много других достаточно эффективных программ, разработанных отечественными педагогами и психологами и внедряемых в практику работы Домов детства (Калуга, Ульяновск).
При отборе методик для диагностического обследования детей дошкольного возраста необходимо учитывать психологические новообразования (развитие перцептивных действий, уровень развития наглядно-образного мышления), уровень развития ведущей деятельности — игровой, а также типичных видов деятельности — конструирования и рисования.
При этом важно помнить, что умственное воспитание происходит, с одной стороны, в процессе развития основных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, элементов логического), а с другой — в процессе формирования элементарных систематических знаний и представлений об окружающей действительности.
Учитывая особенности социальных условий жизни детей-сирот, считаем, что в основе диагностики их умственного развития должно лежать понимание познавательных психических процессов как ориентировочных действий, направленных на обследование предметов и явлений, выяснение и запечатлепие их свойств и отношений.
Опыт обследования детей дошкольного возраста показывает, что основными параметрами умственного развития можно считать:
принятие задания;
понимание условий задания;
способы выполнения (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка);
обучаемость в процессе обследования;
отношение к результату своей деятельности.
Такой подход к оценке действий ребенка позволит определить не только «актуальный» уровень развития, но и потенциальный, т.е. зону ближайшего развития. Это, в свою очередь, дает возможность составить индивидуальную программу коррекционного обучения каждого ребенка.
Важной задачей обследования детей 4—5-го годов жизни является изучение их уровня развития ориентировочно-познавательной деятельности. Дети с нормальным интеллектом решают практические и проблемно-практические задачи методом целенаправленных проб. В этом возрасте у детей развивается сюжетная и появляется сюжетно-ролевая игра. Кроме того, отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности (рисование, конструирование и др.
При обследовании детей 6-го года жизни должны учитываться следующие психологические новообразования: решение задач методом практического примеривания, а в некоторых случаях — методом зрительной ориентировки; сюжетно-ролевая игра; отражение сюжета в продуктивных видах деятельности.
Еще по теме:
Психологическая структура личности юриста
Определение путей повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности предполагает всестороннее изучение индивидуально - психологических особенностей, свойств личности юриста, его соответствия требованиям, предъявляемым про ...
Ценностные ориентации как фактор адаптации китайских граждан в России
В последние годы существенно возросло число китайских граждан, пребывающих в Россию. По данным различных исследований, проведенных в России, в процессе адаптации к новой культуре китайские граждане переживают негативные эмоциональные сост ...
Разнообразие эмоциональных явлений
Все многообразие эмоциональных явлений можно разделить на 2 категории: на положительные эмоции, связанные с удовлетворением жизненных потребностей человека и потому доставляющие удовольствие, и отрицательные эмоции, связанные с неудовлетв ...