В проводимом исследовании перед нами стояла задача построения методологии изучения подобных семей в ходе рассмотрения единичного случая. Основной теоретической базой для нашего исследования стал диалогический подход, берущий свое начало в работах М.М.Бахтина и Л.С.Выготского. Диалогический подход позволяет понять явления развития, индивидуализации в их динамическом становлении. Понятие диалога прямо соотносимо с самосознанием. Самосознание в силу диалогических условий его развития удерживает в себе структуру диалога. Опираясь на данную методологическую основу, нами было предпринято исследование ядерной семьи, состоящей из 3х человек родители: мать (25 лет), отец (35 лет); оба имеют высшее образование, и ребенок-девочка. В ходе исследования мы использовали следующие методы – наблюдение, полуструктурированная беседа и проективные методы (ТАТ, САТ). Оба родителя были диагностированы психиатром как имеющие пограничное расстройство личности и к моменту зачатия имели опыт госпитализации в психиатрические клиники, длительный опыт употребления наркотических веществ и конфликты с законом Наблюдение за характером внутрисемейных коммуникаций и характером развития девочки проходило систематически по специально установленному плану с периода беременности матери и первые три года жизни девочки. Данные, полученные с помощью проективных тестов и бесед, затем соотносились с данными наблюдения. На основании этого соотнесения производился контроль за выводом об общей структуре процесса внутрисемейного взаимодействия и его влияния на становление самосознания ребенка.
Полученные результаты представляют собой ряд диалогических структур самосознания исследуемого ребенка. Эти структуры выводились из анализа внутрисемейной коммуникации, индивидуального взаимодействия родителей с девочкой и между собой в их соотнесении с проективной продукцией. В отличие от распространенного мнения о том, что возникновение патологии в развитии личности ребенка вытекает из нарушения отношений в диаде мать-ребенок, мы обнаружили, что процесс становления самосознания ребенка связан не только с особыми отношениями с матерью, но и предопределен более широким целым внутрисемейной коммуникации, где основную роль играет паттерн отношений с отцом девочки.
Ключевые моменты "отцовского" взаимодействия с ребенком в рамках его базового цикла взаимодействия с ребенком:
1. Неоднозначность большинства высказываний отца, выражающаяся в сверхабстракциях, недоступных девочке, в смысловых конструкциях, неустойчивых интонационных характеристиках высказываний (когда серьезность высказывания неотличима от ироничности), порождается его потребностью в нарциссическом возвышении и одновременно в приглашении к общению. Данный стиль построения высказываний фрустрирует потребность в безопасности и однозначности, стабильности, порождает у девочки тревогу, которая опредмечивается в страхе по отношению к отцовской фигуре. В присутствии отца девочка становится напряженной и испуганной, внимательно слушает его наставления и выполняет требования.
2. Соблазнения к специфическому контакту, отвечающего потребности девочки в таком взаимодействии, где бы отец выступал в роли ведущего, проявляющего и проясняющего суть явлений, заставляют девочку признавать его авторитет, внимательно слушать его речи. В то же время отец отталкивает девочку всякий раз, когда она ведет себя, как ему не нравится. При этом в следующий момент приглашения к взаимодействию могут быть продемонстрированы отцом вновь. Ребенок в рамках имеющихся отцовских смен паттернов коммуникации оказывается в ловушке, когда девочка не имеет возможности ни получить то, что ей необходимо (опору и поддержку), ни обрести автономию.
3. В высказываниях отца и его поведении прослеживается особое, исключительное отношение к девочке. Это исключительное отношение выражается в подчеркивании взрослой женской сексуальности у маленькой девочки. Первые проявления этого специфического отношения появились, когда девочке было полгода и продолжаются по сей день (особые подарки, знаки внимания, интонационные и голосовые характеристики ряда высказываний, - соблазняющие, влекущие, обещающие).
Еще по теме:
Диагностика
Шизофрения отличается большим спектром клинических проявлений, и в ряде случаев ее диагностика представляет большие трудности. В основу диагностических критериев положены так называемые негативные расстройства или своеобразные изменения в ...
Специфика формирования идентичности в подростково-юношеском возрасте
В социально-психологических и педагогических исследованиях для обозначения отклонений (девиации) в поведении человека используются различные определения: деликвентное поведение, девиантное поведение, асоциальное поведение и т.п. Как показ ...
Методы психодиагностики мышления младшего школьника
В развитии познавательной деятельности младшего школьника особую роль играет мышление. П.П.Блонский подчеркивал: “Мышление – та функция интенсивнейшее развитие, которой является одной из самых характерных особенностей школьного возраста. ...