Перечислим основные психогенные травматизирующие факторы, влияющие на возникновение депрессивных состояний.
1. Ситуации кратковременные, но резко затрагивающие личность в силу индивидуальной значимости травмирующих воздействий:
а) ситуация утраты - это ссора с близким лицом, нарушающая ценные дружественные отношения, внезапное разочарование в уважаемом и дорогом человеке, потеря близкого человека в связи с разлукой или его смертью, неожиданный имущественный крах;
б) ситуация внезапно нарушающие основные направленности личности: нарушение планов, намерений, надежд, крах карьеры, остро возникший кризис мировоззрения, внезапная утрата средств достижения заветной цели (например, голос у певца), внезапно вскрывшиеся серьезные ошибки своего жизненного пути, приведшие к раскаянию, резкая перемена образа жизни (перемена профессии, ситуация бойкота, ареста);
в) внезапно травмирующие воздействия, которые затрагивают особо ранимые стороны личности.
Личность может выбрать следующие возможные интерпретации:
1) констатация у себя каких-либо физических дефектов, оцениваемых как уродство, понижающее человека в глазах окружающих и поэтому тщательно скрываемых;
2) констатация у себя какого-либо недостатка в характере, составляющего постоянный источник недовольства собой (повышенная застенчивость, робость, неуклюжесть, приводящая к постоянное опасению стать смешным в глазах окружающих, неуверенность в возможности публичных выступлений и т.п.);
3) наличие готовности к повышенному реагированию на определенную конкретную ситуацию в силу того, что когда-то в прошлом аналогичная ситуация была очень тяжело пережита (боязнь купания после пережитой опасности утопления, боязнь любой поездки после пережитого крушения, реактивное снижение трудоспособности после служебной неприятности, навязчивый страх заболеть какой-либо болезнью, после того, как больной сильно взволновался, узнав о тяжелом заболевании знакомого, возникновение внутренней тревоги по поводу того, что окружающие «открыли» тщательно скрываемую тайну).
2. Ситуации сильных продолжительно существующих травмирующих воздействий:
а) конфликты общественных отношений могут проявляться как противоречия общественного и личного интереса, отсюда столкновение личности с обществом в целом, с производственным коллективом, столкновение интересов сослуживцев по типу конфликтов субординации, конкуренции, конфликт отношений к собственности;
б) конфликты се6мейных отношений чаще всего характеризуются столкновением различных установок, интересов членов семьи, вынужденных быть в постоянном соприкосновении (противоречия старшего и младшего поколений, интересов свекрови и невестки, тещи и молодых супругов, ссоры братьев, сестер, конфликтные взаимоотношения с соседями);
в) конфликты сексуальных взаимоотношений. При наличии взаимного чувства, тем не менее, может иметь место резкое различие в структуре чувства любви в силу наличия у супругов разного удельного веса личностного (определяющего отношение человека к любимому как к человеку с его личностными особенностями) и чувственного (отношение к любимому как к объекту страсти) компонентов любви, что обусловливает постоянное переживание несоответствия друг друга, все более и более накапливающегося разочарования. Очень конфликтны переживания утраты доверия к любимому человеку последующими оттенками ревности. В сексуальной области часто встречается возникновение противоречия между моральными установками и низкими влечениями, причем обычно имеет место подчинение соблазну с последующими попытками упорядочить сложные взаимоотношения. Своеобразные трудности переживаются личностью при мотивированном подавлении чувства любви в силу социальных и моральных требований. Наконец, следует указать на сложные переживания, связанные с неразделенной любовью.
3. Ситуации со слабыми, но продолжительно действующими травмирующими воздействиями.
1) ситуации длительного психического напряжения:
Еще по теме:
Психические основы обучения животных человеческой речи.
Исследование этой важной проблемы – труднейшая задача, и над её решением работают во всех странах. В подходах к ней учёные разделились на две основные группы.
Одни из них считают, что психические процессы у животных не отличаются от тако ...
Процесс реализации своих функций
Руководитель может по-разному проявлять свою индивидуальность в каждом из компонентов управленческой деятельности. Его цели, мотивы, сам смысл деятельности могут быть различны, и по-разному соотноситься с целями организации. Так же неодин ...
Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста
Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Он ...