Основные принципы методологии познания в юридической психологии

Полезная информация » Деонтология юридической психологии » Основные принципы методологии познания в юридической психологии

Страница 2

Эмпирический и теоретический уровень исследования, а также его стадии (исследование единичного факта, научное обобщение, выделение закономерностей), конечно, находятся в неразрывной связи и осуществляются с помощью системы конкретных методов применительно к названным выше уровням.

Сущностью системы методов является конкретизация диалектического метода на общенаучном и частнонаучном уровнях. Являясь одновременно и теорией, и способом познания, диалектический метод в практике всегда конкретзируется в общенаучных методах (логическом, историческом, психологическом и др.), которые также являются одновременно методами и теориями. На уровне конкретной науки, то есть частнонаучного исследования, общенаучный метод, являющейся знанием определенной отрасли науки, применяется в форме частных методов.

Частнонаучные методы, применяемые в рамках юридической психологии связаны с ее конкретными исследованиями, целями, задачами, предметом, служат для их достижения и раскрытия, для развития юридической психологии в целом и поэтому они включаются в ее арсенал и становятся как бы ее собственными. Например, метод индукции-дедукции применим в любой науке, но методом юридической психологии он становится только тогда, когда используется для получения знания о психологических проявлениях применения права, когда он работает на науку юридическую психологию.

Рассматривая вопрос о системе и видах методов, используемых в юридической психологии, следует исходить из того, что речь идет не только о применении методов психологической науки для решения задач юридической психологии, или методов психологической и юридической наук совместно, а о том, что методы, хотя и применяемые в других науках, при включении их в систему методов юридической психологии образуют новое качество — методологию этой конкретной науки - юридической психологии.

В психологии и юриспруденции применяются различные критерии классификации методов исследования. Если принять за системообразующий фактор в целом структуру научного знания, то в психолого-правовом исследовании можно выделить следующие виды методов:

- всеобщий метод диалектики;

- общенаучные методы:

- анализ и синтез;

- индукция и дедукция;

- аналогия, сравнение;

- системный метод;

- восхождение от конкретного к абстрактному;

- статистический, математический, кибернетический, психологический, грамматический, исторический, логический и др.;

- частнонаучные методы, в том числе беседы, наблюдения, эксперименты, опросы и др.

По нашему мнению, оптимальной представляется система методов трех уровней: общего, особенного, частного, которым соответствуют диалектический метод как всеобщий и общенаучные и частнонаучные методы.

Независимо от того, в какой области юридической психологии ведется исследование, к научным методам предъявляются следующие требования.

Во-первых, изучаемое явление должно быть исследовано в своем развитии и в связи с окружающей средой, во взаимосвязи с другими системами.

Во-вторых, научное исследование должно быть объективно, это означает, что исследователь ничего не должен в ходе исследования привносить от себя как в процессе наблюдения, так и в формулировании конечных выводов.

В качестве постулатов в юридической психологии (как и в иных науках, в том числе и психологии вообще) используются как общие философские положения, так и теоретические выводы, полученные как в самой юридической психологии, так и в других областях научного знания в том числе и психологического.

Важнейшей характеристикой теории юридической психологии является ее прогностическая ценность, определяемая тем, насколько теория способна предсказывать развитие тех или иных явлений. Известно, что такое предсказание возможно лишь на основе законов. При этом важна не только формулировка самого закона, но также определение условий и сферы его действия. Важным требованием к теории является ее проверяемость. Хорошо сформулированной является только та теория, которую можно проверить при помощи эксперимента (и практики) или даже путем расчетов и анализа логических следствий, которые из нее вытекают.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

История проблемы
Попытки философского осмысления способностей мы находим в трудах Платона и Аристотеля, Аврелия, Августина и Фомы Аквинского, Ибн-Сины и Фараби, Спинозы; они и сегодня представляют собой одну из основополагающих тем философских изысканий. ...

Формирование ценностных ориентаций
Американский ученый Е. Берн выдвинул гипотезу о том, что человек формирует свои основные жизненные позиции, принимая важные реше­ния в отношении себя и других людей. Эти решения имеют фундамен­тальное влияние на весь ход его жизни. Берн п ...

Коррекционно-развивающая работа с детьми по данной проблеме
Термин "коррекция" в переводе с латинского языка - означает "поправка", частичное исправление или изменение [25]. Ведущим методом коррекции эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте является имитация детьми различ ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru