Сущность познания в юридической психологии

Полезная информация » Деонтология юридической психологии » Сущность познания в юридической психологии

Страница 1

Познание — это активное целенаправленное отражение действительности в сознании определенного человека. Под сознанием понимают свойственную лишь человеку высшую форму отражения объективного мира, реализующуюся в совокупности психических процессов. Сознание человека имеет двойственную природу — социальную и биологическую. С одной стороны, оно является функцией головного мозга как материального субстрата, а с другой — оно является идеальным, связанным с общественным опытом, социальной средой, т. е. реализующимся в общественном сознании, складывающемся на основе бесконечной исторической цепи индивидуальных сознаний. Идеальным в сознании является мышление, в отличие от ощущений, восприятий, представлений, носящих материальный характер. Для социальной формы отражения характерно наряду с сознанием и самосознание, то есть осознание человеком самого себя как субъекта любой познавательной деятельности.

Познание, являясь специфической высшей формой отражения, в отличие от других форм отражения, способно выходить за границы наличного состояния вещей, отражать не только настоящее, но и будущее, не только действительное, но и возможное, быть не только активным, но и целенаправленным. Природу познания, его возможности и предпосылки, условия его достоверности и истинности изучает теория познания.

Специфика социального познания состоит в том, что познающий не всегда имеет возможность наблюдать познаваемое, иметь непосредственный контакт, а тем более экспериментировать с ним, что доступно при познании природы. Для социального познания характерно и то, что явление не только может не совпадать с сущностью, но и безусловно искажать ее. Как всегда, здесь требуется большая и сложная мыслительная деятельность, чтобы увидеть истинную сущность явлений. Это, конечно, имеет место и в юридической психологии, когда те или иные явления, лежащие на поверхности, например предметы, найденные на месте происшествия, искажают действительную сущность явлений.

В практической деятельности сложились три вида познания: обыденное, научное и философское. Как правило, обыденное познание в большинстве своем связано с повседневной деятельностью и стихийным приобретением некоторых знаний. В таком познании человек приобретает жизненный опыт, который выступает обобщением знаний, подтвержденных практикой отдельных людей. Несмотря на то, что обыденные знания в основном поверхностны и субъективны, они все же в определенной степени правильно отражают существующую действительность. По мере расширения таких знаний создается предпосылка для их обобщения, систематизации, то есть для познания более высокого уровня - научного и философского.

Научное познание - это процесс приобретения системы четко сформулированных и уже проверенных знаний о явлениях и их связях, установление на этой основе законов природы и общества. Научное познание — это результат практической деятельности человечества, подчиненной целям развития общественной практики.

В практической деятельности научное познание непосредственно связано с обыденным, так как любые новые представления и понятия, возникающие в процессе научного познания, сначала проходят стадии обычного обыденного понимания, а затем выражаются в обыденном языке и сопоставляются с обыденными знаниями. Лишь после этого при помощи научных методов они формируются более строго в научных понятиях, на языке конкретной науки. В связи с такими взаимосвязями в научном познании выделяют, как обычно, два уровня: эмпирический и теоретический, которые диалектически всегда взаимосвязаны как две противоположности, присущие любому научному познанию. Если отвлечься от способов получения базисных знаний, то процесс эмпирического и теоретического познания прямо противоположны: эмпирическое состоит в переходе от частного к общему, то есть представляет собой обобщение частного научного знания, а теоретическое - в переходе от общего к частному, то есть является конкретизацией научного знания. Это противоречие, как правило, в конечном итоге ведет к получению нового знания.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Этикет деловой одежды
Многим из нас не доставляет большого удовольствия старая истина, гласящая, что «встречают по одежке»; и, тем не менее, она справедлива, особенно когда речь идёт о современном деловом мире. Обратите внимание на людей, быстро продвигающихся ...

Проявление чувств и эмоций в художественном творчестве
Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности, и особенно, в художественном творчестве. Собственная эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки тем и сюжетов. Всё ...

Содержание и особенности Я-концепции
Первым из психологов, начавший разрабатывать проблематику Я-концепции был Уильям Джеймс. Глобальное, личное «Я» он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (чистый опыт) и Я – как объект (содержание это ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru