Характеризую воображение со стороны его механизмов, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображения, фантазия – это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного или непреднамеренного анализа бесчисленного множества фактов. Примечательно к воображению, участвующего в художественном творчестве, это положение может быть проиллюстрировано высказыванием К. Паустовского:”Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, - всё это крупинки золотой пыли.
Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою ”золотую розу” – повесть, роман или поэму”.
Наиболее элементарная форма синтезирования образов – агглютинация – предполагает “склеивание” различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей. Путём агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, Пегас, кентавр и т.д.), она используется и в техническом творчестве (например, танк – амфибия, соединяющий качества танка и лодки, аккордеон – сочетание фортепьяно и баяна).
Близка агглютинации как форме преобразования представления гиперболизации, которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета (великан – огромный как гора и мальчик с пальчик), но и изменением количества частей предмета или их смещением: многорукие богини в индейской мифологии, драконы с семью головами и т.д.
Возможный путь создания образа фантазии – заострение, подчёркивание каких-либо признаков. При помощи этого приёма создаются дружеские шаржи и злые карикатуры. В том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливается, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, это способствует осуществлению схематизации. Хороший пример схематизации – созданием художника орнамента, элементы которого взяты из растительного мира. Наконец, синтез представления в воображении может быть произведён при помощи типизации, широко используемой в художественной литературе, скульптуре, живописи, для которых характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.
Течение творческого процесса предполагает возникновение множества ассоциаций (однако их актуализация отличается от того, что наблюдается в процессе памяти). Направление, которое приобретает ход ассоциаций, оказывается, подчинено потребностям и мотивам творчества. В дневнике С.А. Толстой есть запись, проливающая свет на специфику отбора ассоциаций в процессе творческого воображения Льва Толстого: “Сейчас Л.Н. Толстой мне рассказывал, как ему приходят мысли к роману: “Сижу я внизу, в кабинете, и разглядываю на рукавах халата белую шёлковую строчку, которая очень красива. И думаю о том, как приходит в голову людям выдумывать все узоры, отделки, вышивания; и что существует целый мир женских работ, мод, соображений, которыми живут женщины. Что это должно быть очень весело, и я понимаю, что женщины могут это любить и этим заниматься. И, конечно, сейчас же мои мысли (т.е. мысли к роману) Анна… И вдруг мне эта строчка дала целую главу. Анна лишена этих радостей заниматься этой женской стороной жизни, потому что она одна, все женщины от неё отвернулись, и ей не с кем поговорить обо всём том, что составляет обыденный, чисто женский круг занятий ”.
Специфическая особенность творческого воображения заключается в том, что оно отклоняется от привычного хода ассоциаций, подчиняя его тем эмоциям, мыслям, стремлениям, которые преобладают в данный момент в психике художника. И хотя механизм ассоциаций остаётся тем же (ассоциации по сходству, смежности или контрасту), отбор представлений определяется именно этими детерминирующими тенденциями. Какие ассоциации вызывает, например, вывеска мастерской: “Ремонт часов”? Были зафиксированы следующие высказывания: “Ремонт часов…Мои часы давно нуждаются в чистке, отстают . Надо как-нибудь зайти сюда”; “Ремонт часов…Часовая мастерская у нас в микрорайоне есть, а вот обувная всё никак не откроется” и т.д. Но вот на ту же вывеску упал взор поэта, и в результате появляется стихотворение, где вытягивается цепь ассоциаций, причиной возникновения которой оказывается внешнее впечатление (в данном случае вывеска), пропущенное сквозь фильтр соответствующего эмоционального состояния: “Ремонт часов, ремонт минут, ремонт недели, месяца”, - ассоциирует поэт и просит: “Отремонтируйте мне год – он прожит неисправно”. Этот необычный ход ассоциаций, нарушающий актуализацию привычных связей, весьма существенная сторона творческой фантазии.
Еще по теме:
Формирование детской агрессивности
В первые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия. В этот период, больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одо ...
Индивидуальность и личность
В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Проблема личности выступает в науке как самостоятельная. И при этом в разных планах изучается различными отраслями психологической науки. Важнейшая теоретичес ...
Детектор лжи, принцип работы
Практически во всех цивилизациях были свои собственные уникальные приемы уличения во лжи. Народные сказки донесли до нас один из таких примеров. Подозреваемые в преступлении должны стоять, держа руки за спиной. Им говорят, что в соседней ...