Работы было решено сделать не обязательными для всех, как раньше, а свободными – пусть работает тот, кто хочет, и рвение к ним усилилось до такой степени, что к половине июля все было переделано».
И душевные качества детей тоже изменились к лучшему, они научились проявлять сочувствие, доброту, деликатность: «В колонию, с общего согласия, был принят один несчастный подросток, почти уже погибавший от ужасной жизни, которую он вел. В детях возникло желание помочь ему, и их помощь всегда оказывалась чрезвычайно деликатным образом: через месяц, например, его избрали в экономы. Нужно было представить его гордость, которую он и не старался скрывать! Он стал много мягче и просил сотрудника устроить так, чтобы его оставили в колонии на все лето».
К концу лета в колонии дети заинтересовались сельским хозяйством, для них начали читать книги по земледелию. Дети начали мечтать о настоящем хозяйстве.
В колонии «Бодрая жизнь» Шацкий руководствовался тем же принципом воспитания самостоятельности у детей. В книге «Бодрая жизнь» он писал что труд, прежде всего, ставит своей задачей организовать нормальное детское общество: «Таким образом, детский труд не являлся, как это представляют себе многие педагоги, средством научиться обслуживать себя, делать все самому для себя, и не был тем материалом для умственной работы, что имеет в виду формула “синтез труда и науки”, а имел, прежде всего, роль, организующую нормальное детское сообщество. И поскольку у детей вообще сильны социальные устремления, поскольку они ценят общество себе подобных, – труд, и труд производительный, всегда будет для них необходим». Воспитатели в работе с детьми уделяли внимание и искусству, в колонии в детях развивали и творческие умения: пение, игры, танцы. Шацкий убежден, что развитие творческих, умственных, эстетических навыков у детей невозможно без реальной базы, заключающейся в физическом труде.
Общество «Сетлемент» в Москве в 1910 году, по сути, являлось аналогом современным домам творчества. Дети и их родители собирались в специальном доме, где проходили творческие занятия. Сотрудники «Сетлемент» делились на три группы. Первая группа создавала народную школу и детский сад. Учителя уделяли внимание не только умственной работе, но и физической и творческой. А детский сад использовал те же методы работы, что и школа, поэтому для детей переход из детского сада в школу был безболезненным. Вторая группа занималась устройством ремесленных курсов. Были открыты мастерские: переплетная, столярная и слесарная - для мальчиков, и швейная - для девочек. Третья группа сотрудников руководила детскими клубами, которые пользовались большой популярностью. Были организованы группы по земледелию, астрономии, фотографии, музыке, рисованию, скульптуре. Также велась работа и с родителями. Они помогали сотрудникам, с их помощью велись некоторые клубы. Некоторые матери охотно советовались с врачом общества.
Общество “Детский труд и отдых” (1909) было направлено, прежде всего, на созидающую деятельность детей. Шацкий стремился сделать труд общеобразовательным. Он планировал открыть ткацкие, гончарные, столярные комнаты - таким образом, дети учились бы ремеслу. Кухня была предназначена для того, чтобы дети научились готовить еду и кормили бы ей тех, кто недоедает дома. Для детского творчества предназначались комнаты для занятий рисованием, скульптурой, естествознанием. Такие творческие занятия дополнялись бы посещением различных музеев, экскурсий. Требовались комнаты и для чтения - индивидуального и совместного. А для знакомства детей с сельским хозяйством была бы организована колония в пригороде. Таким образом, общество «Детский труд и отдых» является идеальным местом для всестороннего развития и воспитания детей.
Подводя итог, можно выделить основные тезисы, которые Шацкий выдвинул в своей книге «Дети- работники будущего» :
1) «Форпосты детского царства»- о привлекательности «робинзонады», постройки новой жизни с нуля вместе с детьми.
2) «Начнем попросту жить»- о свободном обществе детей, о жизни, построенной без предвзятости, на эмоциях и чувствах.
Еще по теме:
Теории лидерства
Лидерство – это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей [48].
О ...
Сюжетные занятия физкультурой дошкольников, как
образец совместной работы воспитателя по физической культуре и детского
психолога
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, фор ...
Правовые конфликты в политической и культурной сферах России
Рассмотрим теперь юридические конфликты в сфере политики. Они весьма четко проявляются на уровне конкретных фактов. К примеру, возьмем так называемое «дело о КПСС», рассмотренное Конституционным судом РФ в 1992 г. Задача, поставленная пер ...