Этапы становления музыкальной психологии как самостоятельной научной дисциплины

Полезная информация » Этапы становления музыкальной психологии как самостоятельной научной дисциплины » Этапы становления музыкальной психологии как самостоятельной научной дисциплины

Страница 1

Предметная область музыкальной психологии не является узко специализированной. Тот факт, что сфера музыкальной деятельности и изучения ее психологических механизмов и особенностей довольно велика, позволяет нам выделить отдельную научную отрасль – музыкальную психологию в рамках психологии в целом. И объединяется она самой природой музыки, ее спецификой и уникальностью как языка, так и рода деятельности. Нельзя отказать музыке в воспитательном, образовательном, терапевтическом и социальном влиянии на человека. И именно психология может достаточно глубоко и научно раскрыть механизмы этого воздействия, обосновать их и внедрить в практику. В своей статье мы сконцентрировали внимание на исторических этапах становления музыкальной психологии как самостоятельной научной дисциплины.

Музыкальная психология донаучного периода имеет глубокую историю. Этот большой исторический период важен с точки зрения накопления знания, эмпирического опыта, расширения проблематики, которые послужили основой для дальнейших экспериментальных исследований, научных обоснований и практических методов. Истоки музыкальной психологии тесно связаны с такими науками, как физиология, эстетика, философия, музыкознание. В конце XIX века многие сферы исследований искусства и художественного творчества психологизируются. В это же время психология в целом начинает отстаивать право на самостоятельность в ряду других позитивных наук и получает официальное признание как отдельная научная область знания. С этими процессами связана постепенная дифференциация области музыкальной психологии от эстетики, философии и музыкознания и образование ее самостоятельной предметной области в рамках психологии.

Но, естественно, другие науки повлияли на процесс формирования и становления музыкальной психологии. Например, характерной является взаимосвязь психологии в целом с естествознанием. Так как в это время еще господствовала идея о применимости методов естественных наук к изучению психических явлений, а физиологические исследования вдохновляли и направляли «новую психологию», то вполне логично, что первые экспериментальные работы, которые принято считать родоначальниками музыкальной психологии, являются психофизиологическими исследованиями. Первыми предметами исследования, которые находятся на стыке двух предметных областей (музыки и психологии) и поддаются естественнонаучным, экспериментальным методам познания, становятся музыкальный звук и слух человека. Также, бурно развивающаяся биология заставила психологов задуматься над проблемами развития психики, что привело к психологическому анализу продуктов развития культуры как материалу, в котором запечатлен процесс развития психики разных народов (В. Вундт).

Другой, параллельной тенденцией развития предметной области музыкальной психологии мы считаем начальную ее малую дифференциацию с музыкальной эстетикой и философией. Такое сочетание привело к исследованиям психологической природы эстетических переживаний, объяснению как протекают процессы музыкального восприятия и творчества, как содержание музыкального произведения обретает свое психологическое выражение, исследованиям психологической природы (психологизма) различных элементов музыкального языка. То есть предметом исследования было изучение музыки как феномена культуры, специфика самой музыки. Знание психологических законов ощущений, восприятия непосредственно применялось для раскрытия собственно музыкальной деятельности. А предметная область музыкознания становится материалом, на котором проводились различные психофизиологические исследования.[4]

Изначально психология развивалась как сугубо академическая наука, но с развитием прикладной психологии расширяется область ее практического применения. Вследствие повышенного интереса к музыкальному образованию и просвещению появляется новая сфера приложения психологических знаний – музыкальная педагогика. Тем самым расширяется предметное поле музыкальной психологии; теперь оно включает сферу изучения и развития музыкальных способностей (в русле атомистического направления): появляются различные теории, развивается метод тестирования при диагностике музыкальных способностей, проводятся их физиологические и нейрофизиологические исследования. В ряду исследователей, которые занимались подобными проблемами можно назвать Knoblauch, H.Konig, J. Kwalwasser, J. Mainwaring, K. Seashore, G. Revesz, N. Wistler.

В целом, в развитии музыкальной психологии как самостоятельной научной дисциплины мы выделили и обосновали с точки зрения анализа ее предмета 3 основных этапа. Процессы, описанные выше, относятся к первому этапу, это вторая половина XIX – начало XX века. Конституирующим фактором появления музыкальной психологии как научной дисциплины в последней четверти XIX века, послужила опора на существующую позитивистскую методологию общей психологии и господствовавшие атомистические традиции. Именно эта парадигма предопределила преобладание объективно-аналитического метода изучения психологизма музыкальных явлений и отдельных психических функций, связанных с ними. Экспериментально-позитивистские исследования послужили источником развития предмета и методов музыкальной психологии на начальном этапе ее становления. В качестве предмета первых психофизиологических работ Г. Гельмгольца и К. Штумпфа выступают музыкальный звук и слух человека (отдельные свойства звука, работа слухового органа, функции и механизмы музыкального слуха). В нашей стране истоки музыкальной психологии можно найти в работах И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, Н.А. Бернштейна и других ученых-физиологов. Несмотря на то, что музыкальная проблематика лежала на периферии главных научных интересов данных исследователей, те проблемы, которые они изучали (психомоторика, идеомоторика, теория построения движений и т.п.) легли в основу объяснения процессов музыкально-исполнительской деятельности (операционально-технический аспект деятельности, координация исполнительских движений, процесс образования исполнительского навыка) и изучения лечебного воздействия музыки.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Эмоции и чувства, их место в психике человека.
В длинном пути эволюции человека эмоции всегда играли роль средства для обеспечения наиболее успешного и быстрого удовлетворения потребностей. Эмоции отражают те отношения, которые складываются у личности с отдельными объектами отражения, ...

Основные признаки детского аутизма
Одним из основных признаков раннего детского аутизма является нарушение речевого развития. Речевые расстройства значительно варьируют по степени тяжести и по своим проявлениям. Выделяют 4 варианта нарушений речи при раннем детском аутизме ...

Проблемы адаптации школьника при переходе из начальной школы в среднюю
Педагоги и родители все чаще наблюдают нежелание детей учиться, что у одной категории детей проявляется уже в начальной школе, а у других детей оно формируется лишь к средней или к старшей школе. В любом случае к концу школьного обучения ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru