К концу XIX-началу ХХ века постепенно происходило обособление музыкальной психологии от других психологических областей. На протяжении второй половины XIX-XX веков можно проследить этапы зарождения и становления музыкальной психологии как отдельной отрасли психологического знания.
В начале ХХ века были выделены основные задачи музыкальной психологии:
1. познать связь психических функций, на которых основываются все музыкальные явления;
2. исследовать функционирование музыки, психологию занимающихся музыкой людей. Причины различного воздействия музыки и ее выразительности.
Также музыкальная психология видела своей задачей изучение внутреннего мира самой музыки в той форме, как она раскрывается в творческом акте. Этими проблемами занимались видные психологи, музыковеды, педагоги-музыканты XIX-XX веков.
Нас, в данной статье, интересует тесная взаимосвязь и взаимовлияние музыкальной психологии и музыкальной педагогики. Так, активно развивалось направление психологии музыкального развития, которое изучало индивидуальную предрасположенность к музыке в раннем возрасте, и в дальнейшем переросла в музыкальную психологию детей, занимающуюся предрасположенностью к музыке, типичными и индивидуальными формами ее раскрытия, психологией музыкальной одаренности (ощущения, восприятия, памяти, эмоций и фантазии). Далее это переросло в одну из ветвей музыкальной педагогики, оставшись и в наши дни активно изучаемым направлением музыкальной психологии.[1]
Еще в начале века появляется ряд интересных работ, связывающих области музыкальной психологии и педагогики. Так, например, К. Флеш «Упражнения для скрипки» 1928 и А. Хальм «Упражнения для фортепиано» 1930, разбирают технику преподавания вплоть до медицинской психологии. Интересна и прогрессивна идея Карла Адольфа Мартинсена. В своей работе «Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли» 1930/37, он опирается на взгляды В. Вундта (немецкого психолога), и говорит о необходимости решительной замены физиологической установки в музыкальной педагогике на психологическую. «На место технического обучения, идущего от внешнего к внутреннему, должно поставить обучение, идущее от внутреннего к внешнему».
Одной из первых точек соприкосновения психологии и педагогики можно считать проблему музыкальных способностей и одаренности. Так, проблемами психической наследственности и индивидуальных различий человеческих способностей еще в 60-е годы прошлого века начал заниматься Френсис Гальтон, который утверждал, что гениальность или ее отсутствие зависят от наследственности, а не от предоставленных возможностей. Также, в XIX веке, давшем начало современной нейрологии, развивается концепция локализации функций в коре головного мозга. И в это же время начинает активно изучаться проблема музыкальности.[2]
Так, Knoblauch (1888) вводит термин «амузия», который подразумевает поврежденные способности к музыкальной активности. Probst (1899,1901) публикует клинико-патологическое изучение амузыкальных людей. Milner в 1962 году, используя тесты Сишора, показывает, что правая височная лобестомия, используемая при эпилепсии, приводит к определенным видам слуховых трудностей, например, сравнение тональных паттернов и суждение о качестве тона были заметно повреждены.
Еще по теме:
Женщины, которых любят
Все женщины хотят, одни - в открытую, а другие - в глубине души, чтобы их семейная жизнь была удачной и счастливой, хотят нравиться и быть любимыми . Мы приглашаем вас в этой и следующей главах порассуждать о женщине-жене, о психологии вз ...
Следствия, противоречащие фактам
Чаще всего ложность антитезиса удается установить простым сопоставлением вытекающих из него следствий с фактами. Так обстояло, в частности, дело в примере с гриппом.
Друг изобретателя паровой машины Д. Уатта шотландский ученый Д. Блэк вв ...
Понятие «характер» в психологии
Слово “характер” общеупотребительно. Когда же его употребляют? Во-первых, когда хотят оценить поведение человека. Во-вторых, когда речь идет не о случайных для данного человека особенностях его поведения, а о постоянных, привычных для нег ...