Дети больше подвержены страхам, если их родители ссорились между собой. Прежде всего дети старшего дошкольного возраста, поскольку они, отождествляя себя с родителем того же пола, переживали конфликтное отношение к нему со стороны родителя другого пола. Беспокойство, возникающее в данном случае, перерождалось в страхи, поскольку дети были лишены возможности влиять на конфликты родителей. Ещё в большей степени, чем мальчики, эмоциональную чувствительность к семейным конфликтам обнаруживают девочки. При алкоголизме отца количество страхов снижается у девочек в 1 - 2 раза, а у мальчиков - в 4 раза.
Количество страхов у детей с неврозами, наоборот, будет более высоким. У девочек в отличие от мальчиков страхов ещё больше, что подчёркивает преимущественно невротический характер их проявления [8].
Обнаружена зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. Его предпосылкой выступает общая эмоциональная чувствительность матери и ребёнка. Это непроизвольная передача страхов матерью в процессе повседневного общения, когда она выражает повышенное беспокойство по поводу воображаемых и реальных опасностей (без нужды заставляет принимать лекарство, приглашает врачей, пугается при малейшем ушибе, излишне фиксирует внимание на страхах ребёнка и т.д.).
Часто причиной страха у детей является сдержанность родителей в выражении чувств, при наличии многочисленных предостережений, опасений и тревог. Речь идёт об отсутствии теплоты в отношениях, эмоциональном неприятии ребёнка.
Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов. Таким образом, зная отношения в семье, можно предполагать большую или меньшую выраженность страхов у детей.
Часто, не задумываясь, родители внушают, детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами вроде: "Заберёт тебя в мешок", "Уеду от тебя" и т.д. Такие угрозы вызывают страхи у детей младшего дошкольника.
Страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем тем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжёлую болезнь.
Ещё одним источником страхов является психологическое заражение от сверстников или взрослых вследствие безотчётного подражания.
Все факторы, участвующие в возникновении страхов, можно сгруппировать следующим образом; наличие страхов у родителей, главным образом у матери; тревожность в отношениях с ребёнком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками; излишне ранняя рационализация чувств ребёнка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей; большое количество запретов со стороны родителей того же пола или полное предоставление свободы ребёнку другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе; конфликтные отношения между родителями; психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам; психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми [13].
Невротические страхи - это большая эмоциональная интенсивность и напряжённость; длительное или постоянное течение; неблагоприятное влияние на формирование характера и личности; болезненное заострение; взаимосвязь с другими невротическими расстройствами и переживаниями (т.е. невротические страхи - это один из симптомов невроза как психогенного заболевания формирующееся личности); избегание объекта страха, а также всего нового и неизвестного, т.е. развитие реактивно - защитного типа поведения; более прочная связь с родительскими страхами; относительная трудность устранения страхов.
Еще по теме:
Проблема возникновения
новых гипотез
При описании общих черт экспериментального метода не был затронут вопрос "откуда берутся экспериментальные гипотезы?". Их выдвигает исследователь, решая научные задачи или желая достигнуть практических целей средствами научного ...
Ценностные
ориентации как регуляторы эмоционального климата семьи.
Система ценностей является динамичной системой, формирующая в процессе всего периода воспитания и социализации, играющая ведущую роль в процессе принятия решения, позволяющая решать, что для человека значимо и важно в семейной жизни. Усло ...
Специфика военно-профессиональной деятельности
В любой деятельности изменение условий обусловливает «запуск» адаптационных механизмов, которые обеспечивают приспособление к изменившимся условиям деятельности. Боевая деятельность — это сложная форма целенаправленного взаимодействия меж ...