Заключение

Все рассмотренные закономерности и явления характеризуют собой разные аспекты эмоционально-волевой саморегуляции со­стояний (эмоциональной напряженности, стресса, фрустрации, утомления). Они имеют еще один — специфический для дея­тельности руководителя аспект. И эмоции, и волевые усилия, и состояния, обеспечивая регуляцию деятельности руководителя, в то же время проявляются вовне — в его поведении, речи, мими­ке и т.д. Эти проявления также могут и должны контролиро­ваться — усиливаться или подавляться. Они могут использовать­ся руководителем как дополнительный и достаточно мощный канал межличностного взаимодействия, как источник и средство информации (или дезинформации) других о своих мыслях, на­мерениях, позициях. Все это обозначается в социальной психоло­гии и психологии управления понятием экспрессивного контура межличностных взаимодействий.

Владение экспрессивными средствами особенно важно для ру­ководителя. Он «всегда на виду», и то, как эмоционально он реагирует, в каком состоянии он находится, насколько выражены у него проявления «волевой натуры», насколько он в глазах других «владеет собой», существеннейшим образом влияет и на воспри­ятие его подчиненными, на его принятие или неприятие ими. Это определяет и общую эффективность его деятельности, и его авто­ритет. Следовательно, важнейшим требованием к руководителю является не только способность к эмоционально-волевой саморе­гуляции, но и к регуляции им своего экспрессивного поведения.

Последнее, однако, нетождественно жесткому и строгому по­давлению руководителем своей экспрессии. «Бесстрастный» руководитель воспринимается не намного лучше, чем «паникер»; экспрессивный фон в поведении руководителя обязателен, но он должен быть по возможности позитивным. Одно из требований американского менеджмента к эффективному руководителю гла­сит: «Руководитель должен излучать оптимизм». Д. Карнеги фор­мулирует ту же мысль короче: «Улыбайтесь!»

Исследования выявили, что информация, передаваемая по экспрессивным каналам, часто воспринимается и быстрее, и точ­нее, и надежнее, чем по иным каналам. Кроме того, человеку свойственно рассматривать ее как более достоверную. Речь, на­пример, допускает широкие возможности для фальсификации; но сопровождающие ее невербальные — экспрессивные прояв­ления контролировать гораздо труднее, и они поэтому гораздо более надежны и информативны. Итак, экспрессивный компо­нент включает три основных аспекта.

1. Субъективный контроль за экспрессивными проявлениями своих эмоциональных и волевых состояний, за своим поведени­ем в целом.

2. Умение владеть средствами экспрессивного воздействия на подчиненных (в частности, создавать имидж «волевого», «обая­тельного», т.е. эмоционально-привлекательного, руководителя, а также твердого, умеющего владеть собой человека. Кроме того, истинные профессионалы не лишены и элементов артистизма во владении экспрессивными средствами. Набор этих средств у них широк и разнообразен, а их использование доведено до совер­шенства. Особенно ярко это может проявляться в личной беседе, а также в искусстве публичного выступления).

3. Умение использовать экспрессивные средства как канал информации о других — подчиненных. Это — своего рода диа­гностическое умение руководителя, когда он по внешним и чаще всего по эмоционально-экспрессивным проявлениям получает важную информацию о подчиненных. Диагностические умения складываются из точности межличностной перцепции, экспрес­сивной сензитивности (чувствительности) и психологической проницательности.

Еще по теме:

Психологические особенности младшего школьного возраста
В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка семи до десяти-одиннадцати лет (I-III классы школы). В тех странах, где дети идут в школу с шести лет, а продолжительность начального обучения иная, ...

Подход к пониманию личности в школе А.Н. Леонтьева
В отличие от предыдущих и последующих отечественных концепций личности эта характеризуется высоким уровнем абстрактности. При всем ее отличии от других имеется общая посылка с ними. Суть ее в том, что, по мнению А. Н. Леонтьева, "лич ...

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
Эмоциональное развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru