Заключение

Все рассмотренные закономерности и явления характеризуют собой разные аспекты эмоционально-волевой саморегуляции со­стояний (эмоциональной напряженности, стресса, фрустрации, утомления). Они имеют еще один — специфический для дея­тельности руководителя аспект. И эмоции, и волевые усилия, и состояния, обеспечивая регуляцию деятельности руководителя, в то же время проявляются вовне — в его поведении, речи, мими­ке и т.д. Эти проявления также могут и должны контролиро­ваться — усиливаться или подавляться. Они могут использовать­ся руководителем как дополнительный и достаточно мощный канал межличностного взаимодействия, как источник и средство информации (или дезинформации) других о своих мыслях, на­мерениях, позициях. Все это обозначается в социальной психоло­гии и психологии управления понятием экспрессивного контура межличностных взаимодействий.

Владение экспрессивными средствами особенно важно для ру­ководителя. Он «всегда на виду», и то, как эмоционально он реагирует, в каком состоянии он находится, насколько выражены у него проявления «волевой натуры», насколько он в глазах других «владеет собой», существеннейшим образом влияет и на воспри­ятие его подчиненными, на его принятие или неприятие ими. Это определяет и общую эффективность его деятельности, и его авто­ритет. Следовательно, важнейшим требованием к руководителю является не только способность к эмоционально-волевой саморе­гуляции, но и к регуляции им своего экспрессивного поведения.

Последнее, однако, нетождественно жесткому и строгому по­давлению руководителем своей экспрессии. «Бесстрастный» руководитель воспринимается не намного лучше, чем «паникер»; экспрессивный фон в поведении руководителя обязателен, но он должен быть по возможности позитивным. Одно из требований американского менеджмента к эффективному руководителю гла­сит: «Руководитель должен излучать оптимизм». Д. Карнеги фор­мулирует ту же мысль короче: «Улыбайтесь!»

Исследования выявили, что информация, передаваемая по экспрессивным каналам, часто воспринимается и быстрее, и точ­нее, и надежнее, чем по иным каналам. Кроме того, человеку свойственно рассматривать ее как более достоверную. Речь, на­пример, допускает широкие возможности для фальсификации; но сопровождающие ее невербальные — экспрессивные прояв­ления контролировать гораздо труднее, и они поэтому гораздо более надежны и информативны. Итак, экспрессивный компо­нент включает три основных аспекта.

1. Субъективный контроль за экспрессивными проявлениями своих эмоциональных и волевых состояний, за своим поведени­ем в целом.

2. Умение владеть средствами экспрессивного воздействия на подчиненных (в частности, создавать имидж «волевого», «обая­тельного», т.е. эмоционально-привлекательного, руководителя, а также твердого, умеющего владеть собой человека. Кроме того, истинные профессионалы не лишены и элементов артистизма во владении экспрессивными средствами. Набор этих средств у них широк и разнообразен, а их использование доведено до совер­шенства. Особенно ярко это может проявляться в личной беседе, а также в искусстве публичного выступления).

3. Умение использовать экспрессивные средства как канал информации о других — подчиненных. Это — своего рода диа­гностическое умение руководителя, когда он по внешним и чаще всего по эмоционально-экспрессивным проявлениям получает важную информацию о подчиненных. Диагностические умения складываются из точности межличностной перцепции, экспрес­сивной сензитивности (чувствительности) и психологической проницательности.

Еще по теме:

Воспитание младшего школьника в играх
Изменение роли игры в младшем школьном детстве по сравнению с ранним возрастом связано, в частности, с тем, что в эти годы она начинает служить средством формирования и развития у ребенка многих полезных личностных качеств, в первую очере ...

Функции, структура и содержание конфликтов
Конфликты могут выполнять позитивные и негативные функции. К позитивным функциям конфликтов относятся: – разрядка напряженности между конфликтующими сторонами (конфликт способствует установлению лучшего взаимопонимания между людьми, но ...

Основные функции управления на различных уровнях образовательных систем.
Рассмотрим критерии определения эффективности деятельности по формированию системы государственно - общественного управления общеобразовательной системой (общеобразовательным учреждением) 1. Сформированность системы государственно - обще ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru