Воля в процессе управления

Страница 3

Основной и наиболее общей особенностью эмоционально-во­левой регуляции состояний в управленческой деятельности явля­ется сочетание в ней двух следующих особенностей. Во-первых, именно управленческая деятельность характеризуется предельно высокой эмоциогенностью и стрессогенностью, содержит огром­ное количество причин для возникновения негативных эмоций и трудных состояний. Во-вторых, именно она предъявляет и наи­более высокие требования к эффективности и жесткости эмоци­онально-волевой регуляции состояний, что связано с ее ответст­венностью. По-видимому, никакая иная деятельность не содер­жит столь обширного спектра причин и факторов, порождаю­щих эмоциональные реакции, как управленческая.

Помимо факторов, связанных с самим процессом деятельнос­ти, с ее организацией, в ней имеет место дополнительная и очень мощная группа эмоциогенных факторов, связанных с межличностными отношениями. Сложность содержания этой деятельности, наличие трудных, а зачастую экстремальных усло­вий ее реализации в сочетании с высокой ответственностью за ее результаты образуют постоянный симптомокомплекс характе­ристик управленческой деятельности. Он выступает источником развития неблагоприятных психических состояний, хронического «управленческого стресса». Вместе с тем именно руководитель обязан «уметь сдерживать эмоции», «не поддаваться настро­ению», контролировать себя. Причем это необходимо не только для уменьшения негативного влияния эмоций и состояний на его собственную деятельность. Дело еще и в том, что руководи­тель «постоянно на виду», а любые его нежелательные эмоцио­нальные проявления и состояния (неуверенности, подавленно­сти, нервозности, а то и паники) воспринимаются подчиненны­ми и сказываются на их деятельности.

Наконец, именно управленческая деятельность требует мак­симального включения волевых процессов, а сами понятия «хо­роший руководитель» и «волевой руководитель» часто используются как синонимичные. Все сказанное означает, что и «мир эмоций», и «мир состояний», и весь спектр волевых процессов и качеств проявляются в этой деятельности в своей максимальной выраженности, наиболее полно и ярко. Вместе с тем в психоло­гии управленческой деятельности обычно выделяется круг наибо­лее типичных аспектов, эмоционально-волевой регуляции, имею­щих наибольшее значение для ее организации. К ним относятся: проблема стресса в управленческой деятельности, проблема со­стояния фрустрации, феномен «готовности к экстренным дей­ствиям», понятие эмоциональной резистентности руководите­ля, особенности когнитивной регуляции дисфункциональных со­стояний, закономерности экспрессивных процессов в управлен­ческой деятельности.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Психологические приемы влияния на партнера во время делового общения
Эффективность делового общения зависит от глубокого знания предмета разговора, создания атмосферы взаимного доверия, умения обосновать свою позицию, взгляды, идеи и аргументированно доказать ошибочность мнения и доводов оппонентов. При по ...

Доверие как предмет социально-психологического исследования
90-е годы – это годы стремительного роста интереса к доверию как социальному и психологическому явлению. «Доверие называют «социальным капиталом», «скрепами общества», указывая на исключительную важность этой неуловимой, неосязаемой, нефо ...

Выявление долговременных программ.
На протяжении жизненного пути в едином адаптационном процессе одновременно и во взаимосвязи происходит функционирование соматических, личностных и социально-психологических переменных человека, что обусловлено многофункциональностью и раз ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru