Эмоциональные процессы и управление эмоциями

Страница 2

Аффект — это наиболее мощная эмоциональ­ная реакция; проявляется как сильное, бурное и от­носительно эмоциональное кратковременное пере­живание. Аффект полностью захватывает всю пси­хику человека и предопределяет реакцию на ситуа­цию в целом (чаще всего и эта реакция, и воздей­ствующие раздражители осознаются недостаточно, что является одной из причин практической неуп­равляемости этим состоянием).

При анализе аффекта учитывают соответствие силы стимула и результата, находящихся в обрат­ной пропорции: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в резуль­тате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. Аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, искажают нормальную организацию поведения. Оно становится не вполне разумным. К тому же аффекты оставляют сильные и устойчивые следы в долговременной памяти.

Собственно эмоции, в отличие от аффектов, — более длительные состояния. Они — реакция не только на события совершившиеся, но и на вероят­ные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Большинство из них, например, страх, носят опережающий харак­тер, при этом человек отражает события в форме обобщенной субъективной оценки определенной си­туации, связанной с удовлетворением потребностей. Хотя некоторые эмоции могут определяться и за­вершающими аспектами поведения. Обычно эмоция сопровождает и в целом способствует целенаправ­ленному поведению.

Положительные эмоции возникают, когда реаль­ный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный ре­зультат, и наоборот, недостаток реального результа­та, несовпадение с ожидаемым — приводит к от­рицательным эмоциям. Потребностный подход к определению знака эмоции был предложен отече­ственным психологом C. Самыгиным[16].

Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Например, эмоция страха разви­вается при недостатке сведений, необходимых для защиты, или как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия. Страх может достигнуть такой силы, что нервная система не выдерживает и человек умирает.

Однажды пережитый страх может закрепиться и стать хроническим, навязчивым: руководитель резко высказал свое неудовольствие работнику в присутствии других людей, что настолько сильно повлияло на сотрудника, что он может испытывать панику при известии об очередном совещании. Та­кое состояние называется фобией.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Деловые подарки
Подарки – это всегда приятно. Причём как дарить, так и получать. Традиция дарить подарки стала неотъемлемой частью культуры деловых отношений. Деловые подарки коллегам, партнёрам, руководителям и подчинённым делают нашу трудовую жизнь бог ...

Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи
Нарушения речи у детей групп с ТНР можно классифицировать и кодифицировать следующим образом: расстройство экспрессивной речи (моторная алалия); расстройство рецептивной речи (сенсорная алалия); приобретенная афазия с эпилепсией (детская ...

Значение переговоров
Переговоры — это средство взаимосвязи между людьми, предназначенные для достижения соглашения, когда обе стороны имеют совпадающие либо противоположные интересы. Переговоры предназначены в основном для того, чтобы с помощью взаимного обм ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru