Познание искусства вводит человека непосредственно в мир эмоций и переживаний. Чтение литературных произведений, слушание музыки, созерцание живописи, танцы предусматривают эмоциональную включенность [10, с. 76], развитие не только речи, движений, понимания, но и развитие сознания.
Переживание красивых произведений искусства, соотнесение себя с некоторыми компонентами (героями, образами, "голосом" или автором, расположением духа произведения) владеет тем скрытым потенциалом, который в дальнейшем будет оказывать содействие лучшему пониманию, например, определенных жизненных ситуаций или точек зрения других людей.
Говоря о культурном наследии индивида, следует помнить, что оно складывается не только из понятий, убеждений и ценностей или лишь из эмоциональных переживаний [4, с. 114]. Мы воспринимаем собственную культуру как что-то неотъемлемое от нас самых. И пока не сопоставим ее с другой культурой, не можем увидеть ее недостатки. Под влиянием других культур происходит коррекция неразумных действий, ассоциаций, случаев, которые связаны в нашем сознании на иррациональном уровне. Таким образом, мы можем говорить о шаблонности эмоциональной культуры, эмоциональном клише [15, с. 147]. Оно представляет собой стереотипный способ эмоционального реагирования, к определенной мере стереотипный паттерн.
Так же, как мысли, суждение и оценки, эмоции могут быть в определенной мере одинаковыми в разных ситуациях, представлять собой эмоциональное клише, которое установлено и обусловлено культурой, начиная от юнговских архетипов и заканчивая типичными индивидуальными эмоциональными реакциями.
Итак, общекультурные ценности являются определяющими в развития эмоциональной сферы личности. Предложенные в искусстве и детерминированные социальными и этическими нормами, они формируют такие особенности эмоциональной культуры, как эмпатия, экспрессия, эмоциональная сенситивность, саморегуляция, эмоциональная стойкость, гностическая, эстетичная и этическая направленность личности.
По мнению ряда авторов [10, 11, 14] эмоциональная культура определяется умением индивида воспринимать и эмоционально ощущать окружающий мир. Формирование данного умения возможно с помощью процессов эмоциональной регуляции, понимания значения эмоций в человеческой жизни, а также с помощью коррекции алекситимии (умения объяснять свои чувства с помощью слов) и "использование" чувств в процессе наставительно-познавательной деятельности.
В последние годы рассматриваются вопрос активного формирования культуры личности в обучении как неотъемлемый элемент большинства психолого-педагогических тренингов [9, с. 17]. И действительно, необходимо направлять теоретические наработки на более широкое внедрение в практику. Привлекать приобретенный опыт развития эмоциональной культуры в педагогической среде в разнообразнейшие институты человеческого общества, этим самым повышая уровень культуры общества.
Еще по теме:
Приюты для
дезадаптированных детей и подростков
Прежде всего в системе социально-реабилитационных служб для несовершеннолетних создаются социальные приюты для детей и подростков, каждый из которых отличается своеобразием вследствие различий в уровне и глубине понимания специалистами ст ...
Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций
«Отрицательные» эмоции, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных» эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет, а «положительные» эмоции поя ...
Виды и формы девиантного поведения
Наркомания.
Наркотики известны человечеству с незапамятных времен. Древние источники свидетельствуют о том, что наркотики употреблялись в Месопотамии, Египте, Индии, Китае за полторы тысячи лет до нашей эры. Первыми наркотиками были прод ...