Власть
в общем смысле определяется как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействия на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства (авторитета, права, насилия). Примеры власти – экономическая, политическая государственная, семейная и другие. Для власти характерны множественность ее проявлений в обществе в обществе, переплетения видов и форм власти между собой по горизонтали и по вертикали, несводимость одних видов власти к другим. Власть – это право и возможность распоряжаться кем-нибудь и чем-нибудь, подчинять своей воле.
Та или иная власть необходима в любом обществе, общества без власти неизвестны. Любое общество пронизано властью по отношению к кому-нибудь и, одновременно, почти для каждого существует масса людей, которые могут заставить или убедить нас совершать те или иные поступки, то есть обладают властью по отношению к нам. Власть одних людей по отношению к нам носит непосредственный характер, власть других – опосредованный. Поэтому мелкий чиновник, непосредственно распоряжающийся чем-либо и обладающий сравнительно узкими властными полномочиями способен проявить большую власть, чем, например, президент. Поэтому нередко различают формальную и неформальную власти. Нет абсолютной власти. Даже абсолютная монархия не могла запретить церковные обряды. Власть царя в России заканчивалась в нескольких десятках верст от столицы.
Следует отметить, что для различных групп или структур концентрация власти может быть различной, сгущение власти - при дворе тирана или в подростковой банде, разрежение власти – в сообществе хиппи. Тем не менее, естественные психологические механизмы власти остаются неизменными, независимо от силы власти или ее структуры.
Нас будут интересовать психологические механизмы власти, – что ведет к принятию власти, подчинению, что дает власть, как воспринимается власть людьми и другие.
Легитимность власти - степень согласия между управляющими и управляемыми. Власть легитимна, если управляемые признают за управляющими право управлять вообще и именно так, как они это делают. Это признание осознается как управляющими, так и управляемыми. Управляемым кажутся, если и не справедливыми и желательными, то, по крайней мере, естественными, и сама власть и связанные с ней институты и ритуалы. Управляющие ждут от управляемых подчинения, а также одобрения их действий по подавлению и осуждению диссидентов, не желающих подчиняться и оказывающих вербальное или действенное сопротивление.
Легитимность – необходимое условие стабильности и эффективности власти. Вполне понятно, что источник легитимности – не в законах и документах, а в сознании людей. Только они могут признать власть легитимной. Только тогда, когда люди будут убеждены в легитимности власти, она станет легитимной. Легитимность власти – это факт сознания людей. Человек или правительство обладают легитимной властью в том случае, если те, к кому они обращаются с определенным распоряжением, признают их право отдавать приказы. Если носитель власти теряет легитимность, он теряет и саму власть. Пример – акты гражданского неповиновения.
Проблема легитимности власти во многом зависит от того, что она предлагает гражданам в качестве основы для согласия, базы для подчинения властным воздействиям.
Политический миф
многими понимается как обманывающее утверждение пропагандистского характера, исходящее от заинтересованных политических сил. Между тем проблема политического мифа сложнее. Политическая культура проходит становление в результате трансформации традиционных мифов в политические. По утверждению К.Леви - Стросса, ничто так не напоминает мифологию, как политическая идеология, возможно, что в современном обществе последняя заменила первую. Мифология – это форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности, особенно - на ранних стадиях общественного развития. Мифология ориентирована на преодоление фундаментальных антиномий человеческого существования (по Гегелю, противоречий, которые служат неотъемлемой объективной характеристикой развивающегося духа, исторического бытия и мышления).
Еще по теме:
Особенности психодиагностики познавательных процессов детей младшего
школьного возраста
К моменту поступления детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, ...
Индивидуальность и личность
В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Проблема личности выступает в науке как самостоятельная. И при этом в разных планах изучается различными отраслями психологической науки. Важнейшая теоретичес ...
Самосознание личности
Интерес человека к себе, к своему «Я», издавна был предметом особого внимания. И кто знает, может быть из этого интереса и возникла сама психология как наука. Внутренний мир личности, ее самосознание всегда были в центре внимания не тольк ...