Первой проблемой, которую предстоит разрешить для ответа на вопрос «Что такое политическая деятельность?», ответить на вопрос о деятельности вообще. По определению, это активное взаимодействие человека с окружающей действительностью. В ходе этого взаимодействия человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. В отечественной психологии длительное время основополагающим принципом объяснения психических феноменов служил принцип деятельностного опосредования, разработанный школой Л. Выготского – А.Леонтьева. Его сущность заключается в следующем - формирование и развитие психических явлений происходит в процессе деятельности.
Предметная деятельность несет в себе определенные противоречия, разрешение которых и приводит к развитию психических функций индивида или же группы. Трудность состоит в том, что принцип деятельностного опосредования более или менее удовлетворительно «работает» при объяснении индивидуального развития, труднее дело обстоит при объяснении групповых явлений. Тем не менее, существует теория деятельностного опосредования межличностных явлений (отношений) А. Петровского. По мнению автора, в любой реальной развитой (недиффузной) группе межличностные отношения опосредуются содержанием, целями и задачами социально значимой деятельности этой группы. Группа, реализуя свою цель в конкретном предмете, тем самым изменяет себя, свою структуру и внутренние отношения. Характер и направление этих преобразований зависят от степени опосредования их содержанием деятельности, социальной ценности самой совместной деятельности.
Любая деятельность имеет мотивы, которые ее побуждают, цели – результаты, на достижение которых эта деятельность направлена, средства, с помощью которых эта деятельность осуществляется.
В отечественной психологии показано, что протекание и развитие различных психологических процессов зависит от содержания и структуры деятельности, мотивов, целей и средств осуществления. То есть – что именно, какие конкретно психологические новообразования получит индивид или группа в результате включения в деятельность, во многом зависит от самой деятельности.
Известно, что
человек политизируется, становится политическим, когда вступает в отношения с властью по поводу контроля своих доходов, расходов, гражданских прав и обязанностей, свободы совести, передвижения, когда он становится избирателем или избираемым. Каждый человек как максимум осуществляет власть и как минимум повинуется власти, находясь в ее поле. Этот континуум, в рамках которого живет каждый человек и определяет характер политической деятельности каждого. Ясно одно – без власти и политики человек не может сохранить свои гражданские качества.
Индивид может находиться в различных отношениях и с властью и с политикой, и в зависимости от характера этих отношений выделяется ряд типов политического человека.
1. Человек политический (активно пытается вмешаться в функционирование власти в своих интересах и интересуется политикой как конструкцией организации власти).
2. Человек дополитический (воспринимает власть как действие естественной среды обитания и не интересуется политикой как законами ее функционирования).
Существует и более подробная классификация психолого-педагогических черт человека (по Юрьеву):
а) «человек дополитический без власти» – житель, по разным причинам повинующийся власти и поддерживающий функционирование ее механизмов и достижение ее результатов;
б) «человек политический без власти» – гражданин, осознавший значение власти в своей жизни, сформулировавший свое отношение к власти и добивающийся внесения изменений в ее конструкцию;
Еще по теме:
Определение экстрасенсорных способностей
Как только речь заходит об экстрасенсах, воображение сразу рисует такую картинку: черная комната с таинственными амулетами, круглый стол, уставленный свечами разных форм, черноволосая девушка в капюшоне внимательно всматривается в хрустал ...
Проблемы адаптации школьника при переходе из начальной школы в среднюю
Педагоги и родители все чаще наблюдают нежелание детей учиться, что у одной категории детей проявляется уже в начальной школе, а у других детей оно формируется лишь к средней или к старшей школе. В любом случае к концу школьного обучения ...
Психологические приемы влияния на партнера во время делового общения
Эффективность делового общения зависит от глубокого знания предмета разговора, создания атмосферы взаимного доверия, умения обосновать свою позицию, взгляды, идеи и аргументированно доказать ошибочность мнения и доводов оппонентов. При по ...