История. Есть сведения о применении психодиагностических испытаний с III тыс. до н.э. в Древнем Египте, Китае, Древней Греции.
Становление научной психодиагностики связано в первую очередь с проникновением в психологическую науку эксперимента, идеи измерения. Идея квантификации психологических наблюдений родилась достаточно давно, в 30-х гг. XIX столетия. Впервые об этом заговорил немецкий исследователь Вольф, который полагал, что можно продолжительностью аргументации, за которой мы в состоянии проследить, измерить величину внимания. Этим же ученым было введено понятие психометрии. Однако психологические замыслы философов, естествоиспытателей и математиков тех лет начали обретать кровь и плоть лишь век спустя. Реализация идеи измерения психических явлений, начавшись с работ по психофизике Э. Вебера и Г. Фехнера (середина XIX столетия), определила важнейшее направление исследований в экспериментальной психологии того времени.
Собственно научная психодиагностика начинается с конца ХIХ в., когда в 1884 г. Ф. Гальтон ((16.02.1822, Бирмингем - 17.01.1911, Лондон) - английский антрополог и психолог, один из основателей евгеники и дифференциальной психологии) стал проводить обследования людей по выраженности у них частных характеристик восприятия, памяти. Родоначальник научного изучения индивидуальных различий Ф. Гальтон явился создателем инструмента для их измерения – теста. В начале ХХ в. А. Бине ((11.07.1857, Ницца - 18.10.1911, Париж) – французский психолог, один из основателей тестологии) приступил к разработке методов диагностики умственного развития и умственной отсталости. По предложению В. Штерна ((29.04.1871, Берлин - 27.03.1938) - немецкий психолог, основатель "персоналистической психологии") был введено понятие коэффициента умственного развития (IQ). С этого же времени стали создаваться и первые проективные методы, предназначенные для анализа личности (К.Г. Юнг, Г. Роршах), достигшие - в силу активного развития психотерапии и психологического консультирования - своего апогея в конце 30-40-х гг. С 40-60-х гг. активно создаются личностные опросники.
В последние годы в психологии стала широко осознаваться задача согласования теоретических разработок с эмпирическими результатами, для чего стали необходимы методы, позволяющие это делать без заметной потери качества такого согласования. Тесты являются сейчас наиболее развитой в научном отношении частью методического арсенала, позволяющего адекватно скреплять теорию с эмпирией, в соответствии с некоторыми известными стандартами качества информации. Такое понимание тестов все больше утверждается в отечественной и зарубежной литературе. Это прослеживается в работах Анастази А., Бурлачук Л.Ф., Кабанова М.М., Личко А.Е. и др.
Под тестом (англ. test— проба, испытание, проверка) понимается ансамбль стандартизированных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности.
Термин «тест», получивший чрезвычайно широкое распространение в различных областях знания в смысле испытания, проверки, имеет давнюю историю. ПР. Пэнто и М. Гравитц (1972), слово «тест» происходит из старофранцузского языка и является синонимом слова «чашка» (лат. testa — ваза из глины). Этим словом обозначали небольшие сосуды из обожженной глины, использовавшиеся алхимиками для проведения опытов. В русском языке слово «тест» долгое время имело два значения:
1) испытательная присяга, религиозная английская клятва, которую каждый вступающий в общественную должность должен давать, чтобы доказать, что он не тайный католик;
Еще по теме:
Воображение как деятельность синтеза. Способы синтезирования в создании
образов воображения.
Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребнос ...
Процесс реализации своих функций
Руководитель может по-разному проявлять свою индивидуальность в каждом из компонентов управленческой деятельности. Его цели, мотивы, сам смысл деятельности могут быть различны, и по-разному соотноситься с целями организации. Так же неодин ...
Предпосылки и элементы интеллектуального поведения животных
Интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Однако, говоря об интеллекте, «уме» животных, их мышлении необходимо прежде всего отметить, что чрезвычайно трудно точно указать, по поводу каких животных можно ...