Механизмы целеобразования

Страница 2

Значительный интерес исследователей к эмоциональной сфере человека резко контрастирует с реальными результатами, достигнутыми в изучении этой сферы. Принципиальный критический анализ различных форм редукционизма в психологии представлен в работе А.Н. Леонтьева (1975), поэтому исследователи ограничиваются анализом эмоциональных процессов, их места в процессе целеобразования и психической деятельности в целом. Под эмоциональным процессом понимают переживание в узком, специфическом смысле слова, которое формируется по мере того, как индивид становится личностью.

В качестве критериев процесса оценки «эмоциогенного» предметного содержания, как правило, используются:

1. гедонистические и целевые критерии — как нечто воздействующее относится к удовлетворению актуальной потребности, к достижению ситуативной цели, к личности в целом ( «валентность» по Д. Аткинсону, «сила потребности» - по П.В. Симонову);

2. «критерии достижения» - можно ли и как использовать (преодолеть или избегнуть) это нечто ( «субъективная вероятность успеха или неуспеха» - по К. Левину и Д. Аткинсону, «субъективная вероятность удовлетворения потребности» - По П.В. Симонову).

«Информационная» теория эмоций П.В. Симонова (1981) хорошо известна и распространена как в России, так и за рубежом. Эмоции рассматриваются в этой теории как «специальный мозговой аппарат, отражающий величину потребности и вероятность её удовлетворения в данный момент». Последний показатель выражается в «формуле эмоций» через разность субъективно потребной и наличной информации. В попытке создать общий закон порождения эмоций, что привело к снятию специфики развития человеческих потребностей, В. П. Симонов вынужден предположить наличие врождённых духовных потребностей («инстинкт любопытства», «рефлекс свободы» и так далее), которые названы информационным потребностями, что, естественно, не приближает нас к пониманию их генезиса и механизма. В этом плане значительный интерес представляют исследования Л.И. Божович (1968). процесса формирования познавательной потребности, которые подтверждают основные положения А.Н. Леонтьева. Считается, что впервые процесс целеобразования вошёл в контекст психологических исследований мотивационной сферы человека в школе Курта Левина, в частности в работе Ф. Хоппе. В целях раскрытия структуры процесса целеобразования необходимо прежде всего раскрыть субъективный полюс полюс деятельности, её личностный смысл. Чтобы выделить аспект личностного смысла деятельности был введён рабочий термин «деятельностный смысловой регулятор». Этим термином обозначают относительно автономное регуляторное звено, релевантное и «прижизненное» конкретной деятельности.

Как в зарубежной так и в советской психологии доминирует точка зрения, согласно которой эмоции рассматриваются лишь как эпизодический элемент системы регуляции деятельности, включающийся в силу повышенной мотивации, конфликта и так далее. Если допустить такую традиционную трактовку, то непонятным становится механизм обеспечения избирательности психической деятельности, её субъектности.

Таким образом, именно благодаря эмоциям смысловой регулятор приобретает «гражданство» в деятельности. Подчёркивается не только центральное положение эмоций и их двойственная функция, но и системность, неотъемлемость звена эмоциональной регуляции. Эмоциональные процессы как внутренние сигналы выступают конкретным «механизмом» общей регуляции деятельности, включая и её ведущий процесс — целеобразование.

Даже такое чрезвычайно упрощённое и схематическое представление процесса целеобразования указывает на значительную сложность и противоречивость этого процесса.

Принцип детерминизма (Рубинштейн С. Л., 1930 г.) – является одним из главных объяснительных принципов научного познания, который подразумевает объяснение изучаемых феноменов в закономерном взаимодействии факторов, доступных эмпирическому контролю. Этот принцип выступает в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его. Принцип детерминизма, будучи общенаучным, ориентирует различное построение знания в конкретных науках.

В данной работе принцип детерминизма находит свое отражение в том, что эмоция рассматривается как один из детерминирующих факторов целеполагания. Эмоция влияет на достижение цели, присутствует при констатации реального результата.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Нормативная документация детского практического психолога
Важным компонентом профессиональной деятельности психолога в условиях детского дошкольного учреждения является оформление разного рода документации. Документация сопровождает каждое направление работы практического психолога от просветите ...

Сущность репрезентативных систем
Под предикатом понимается то, что мы утверждаем о предмете разговора; основанные на ощущениях слова, указывающие на определенную репрезентативную систему (аудиальную, визуальную, кинестетическую). Так какую же ценность имеет знание об ис ...

Система работы с дезадаптированными детьми и подростками
Поскольку социальная адаптация — это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация подростков — это на ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru