Цель и целеобразование в психологии

Страница 2

Результат действия предвосхищается разной степенью определенности. Цели поисковых проб ( «посмотрим, что получится .») часто относятся к классу неопределенных предвосхищений.

Связь цели с мотивами. Осознание мотива может иметь двоякие следствия: возникновение мотивов-целей, направленность деятельности при этом не меняется; возникновение целей - «антимотивов». Активность субъекта направлена здесь на нейтрализацию или подавление действия осознанного мотива. В этом случае возникают новые мотивы или происходит изменение в иерархии мотивов. Именно иерархические отношения в потребностно-мотивационной сфере создают возможность появления целей направленных против актуальных потребностей.

Цели усвоения общественного опыта. Общественно-историческая обусловленность целей индивидуальной деятельности определяется усвоением общественных целей (цель «пойти в школу» не может, естественно возникнуть до появления школьного образования), обусловленностью социальными закономерностями формирование индивидуальных потребностей, овладение языком, как средством фиксации достигнутых и предвосхищаемых результатов практических действий, позволяющим осуществлять специальный класс внутренних, умственных действий.

Цели и осознание. Осознанность целенаправленного действия может быть охарактеризована по нескольким параметрам: осознание достигнутого предметного результата, осознанный характер предвосхищение будущего результата, дополнительное осознание некоторых побочных последствий, осознание отношения целей к объективной ситуации, осознание цели отношения к потребностям, осознание отношения цели к способностям, осознание самого процесса целеобразования. При совместной кооперативной деятельности, а особенно в ситуациях борьбы объектом осознания становится цели другого человека. Понимание человека человеком включает в себя и понимание целей.

Осознанное соотнесение целей ситуации осуществляется не только по отношению к наличной ситуации, но и по отношению к воображаемой, представляемой ситуации.

8. Функциональный план возникновения новых целей.

Необходимо различать стандартные и оригинальные цели. Такое различение заставляет внести уточнение в характеристику продуктивности действия: продукт, полученный при реализации стандартных целей (например, постройка по типовому проекту), и продукт, полученный при реализации оригинальной цели. Во втором случае действие имеет как бы двойную продуктивность: созданию материального продукта предшествует создание идеального продукта.

Новые результаты достигаются и при повторной реализации уже достигавшихся целей, и при осуществлении усвоенных стандартных целей, так как новый предмет деятельности и (или) новые способы и орудия деятельности также вносят свой вклад.

9. Биологическая предыстория целей.

Цели человеческих действий и процессы их образования имеют биологическую предысторию. Процессы предвосхищения будущих результатов поведенческих актов описываются в терминах «акцептор действия», «установка», «ожидание», «модель потребного будущего», «экстраполяция», «прогнозирование», «антиципация». Иногда используется и понятие «цель» в его биологическом содержании. Например, в хорошо известных опытах с «ожиданием награды» у животных формируется готовность к получению определённого корма и тогда в случае его подмены вместо пищевого наблюдается поисковое поведение.

Результаты поведенческих актов часто имеют неоднородное содержание. Кроме прямого приспособительного эффекта можно выделить побочные эффекты, связанные с преобразованием среды, её обследование, запечатлением свойств объектов. Спасаясь от преследования волка, заяц оставляет следы на песке. Пробегая через лабиринт, крыса запечатлевает пространственные отношения между элементами ситуации. Эффекты подобного рода хорошо демонстрируют опыты с латентным научением навыков манипулирования объектами для решения собственно интеллектуальных задач животными.

Таким образом, диалектическое противоречие между целью и результатом в человеческом действии имеет в качестве своей предыстории несовпадения прямых приспособительных и побочных эффектов в любом поведенческом акте.

10. Историческое, онтогенетическое и филогенетическое формирование целей.

Исторически возникновение сознательных человеческих действий и, следовательно целей связанно с появлением коллективного труда, с необходимостью изготовления орудий, то есть осуществлением актов, которые сами по себе не ведут к удовлетворению потребности (то есть с разведением мотива и цели). Последующее усложнение технического разделения труда, выделение функций управления, разделение умственного и физического труда способствовали тому, что процессы целеобразования, самостоятельные действия по постановке целей и, наконец, целеобразование как самостоятельная деятельность начинают играть всё большую роль. Процесс исторического развития целей человеческой деятельности продолжается и в настоящее время.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Смысложизненные ориентации студентов-психологов с разным уровнем профессионального самоопределения
Представления современной молодежи о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности, у выпускников школ процесс принятия решения о выборе профессии часто бывает продиктован приоритетом внешних статусных ценносте ...

Кондуктивное воспитание и ранняя логопедическая работа при детском церебральном параличе (ДЦП)
Кондуктивное воспитание и обучение при ДЦП включает комплексную методику лечебно-педагогического воздействия с использованием регулирующей функции внутренней речи, ритмической организации движения. С этой целью стимулируют ребенка выполня ...

Эмоционально-личностное общение в период новорожденности
Младенчество – период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют 3 этапа: Новорожденность (первый месяц жизни) – возрастной период от рождения до четырех–шестинедельного возраста ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru