Загадочное чувство - любовь

Полезная информация » Чувство любви » Загадочное чувство - любовь

Страница 1

Любовь - самое загадочное из чувств, и недаром, наверное, символом ее выбрана луна - с ее переменчивостью, с ее постоянным убыванием и прибыванием - и с ее обратной стороной, скрытой от нашего взгляда.

Многие философы задумывались над природой этого чувства, многие поэты воспевали красоту этого явления, но никто не может дать конкретного определения любви потому, что каждый человек любит по-своему и каждая любовь хотя и похожа на остальные, но все-таки не похожа на них. И если верно, что любовь - сфинкс, то многие ее загадки еще ждут своих эдипов.

Существует масса легенд и мифов о происхождении любви, героями которых были Эрот и Афродита, Амур и Венера .

В одном из диалогов Платона, мы можем ознакомиться с целой теорией появления романтической природы любви: когда-то люди были не такими, как ныне, она были двойными - имели по четыре руки, по четыре ноги, по два лица, по две пары ушей и т.д. Это делало их столь сильными, что они осмеливались угрожать самим богам, отчего устрашенный Зевс вынужден был разделить каждое из таких чудищ вдоль пополам.

Теперь скитаются разделенные половинки по свету в поисках своей единственной, неповторимой .

Романтично, но все-таки, что действительно существует всего лишь один человек на всем белом свете, которого мне дано любить? А если я его не встречу? Что, бесцельно прожитые годы, вся жизнь насмарку?

Если мы обратимся к Э. Фромму ("Искусство любви"), то оказывается, дело обстоит вовсе не так, как предполагает идея романтической любви.

Что существует только один человек во всем мире, которого вы можете полюбить, что найти этого человека - величайшая удача в вашей жизни и что любовь к нему приведет вас к удалению от всех остальных людей… "Любовь такого рода, - пишет Фромм, - которая может относиться только к одному человеку, уже самим этим фактом доказывает, что она не любовь, а садистско-мазохистская привязанность ." Любовь не создается каким-то специфическим "объектом", а является постоянно присутствующим фактором внутри самой личности, который лишь приводится в действие определенным объектом. Исключительная любовь лишь к одному человеку внутренне противоречива. Конечно же, не случайно, что "объектом" явной любви становится определенная личность. Факторы, определяющие выбор в каждом отдельном случае, слишком многочисленны и слишком сложны, чтобы обсуждать их здесь, главное, что любовь к определенному человеку является лишь актуализацией и концентрацией постоянно присутствующей внутренней любви, которая по тем или иным причинам обратилась на данного человека.

Таким образом, любовь - это готовность, которая в принципе может обратиться на кого угодно, в том числе и на нас самих. Зададимся вопросом: может ли любить других человек, не способный любить себя? "Любить людей не значит исключать себя, говорится в древнем китайском трактате "Мо цзы", - Нужно одинаково любить себя и других людей". "Никто не может любить другого, - писал Эразм Роттердамский, - если до этого он не полюбил себя - но только праведно. Никто не может никого ненавидеть, если до этого он не возненавидел себя". Любовь человека к самому себе является предпосылкой его существования как личности и, значит, условием всякой иной его любви. Любовь к себе - это та начальная школа любви, без овладения элементарной грамотностью в которой остаются недоступными "высокие университеты" любви. "Любовь основана на утверждении и уважении, и если человек не испытывает этих чувств в отношении самого себя, - пишет Фромм, - то их и вовсе не существует". Тот, кто пренебрежительно относится к самому себе, не способен ни любить, ни ценить другого. Нужно научиться понимать себя, чтобы обрести способность понимать других.

Но любовь к себе противоположна эгоизму, с которым ее иногда неправомерно отождествляют. Эгоизм, или себялюбие, - это жадное внимание к самому себе, предпочтение собственных интересов интересам всех других людей. Эгоист, хотя он всегда усиленно занят собой, никогда не бывает удовлетворен. Кто себя не любит, не одобряет, тот находится в постоянной тревоге за себя. В нем нет внутренней уверенности, которая может существовать лишь на основе подлинной любви и утверждения. Он вынужден заниматься собой, жадно доставать себе все, что есть у других. Поскольку у него нет ни уверенности, ни удовлетворенности, он должен доказывать себе, что он не хуже остальных! Проистекая из недостатка любви к себе, эгоизм является попыткой компенсировать такой недостаток. В сущности, эгоизм, делающий человека некритичным, тщеславным и одиноким, унижает и ослабляет его, в то время как любовь сообщает ему большую независимость - прежде всего независимость от собственных его слабостей.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Воспитание толерантности у подростков
Толерантность часто трактуется как терпимость к иному. Однако в последнее время исследователи все чаще высказываются против понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к другому. Индифферентной терпимости противопост ...

Понятие и сущность девиантного поведения
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой и подразумеваемой но ...

Мир в понимании Я. А. Коменского
Мир Коменского не является лишь просто разнообразием, т. е. суммой всех предметов, всех фактов действительности. Мир в его понимании – это величайшее единство органического типа. Каждое существо, так или иначе, связано с иными существами ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru