Особенности развития самосознания в юношеском возрасте

Полезная информация » Ценностно-смысловая саморегуляция поведения в юношеском возрасте » Особенности развития самосознания в юношеском возрасте

Страница 2

Физиологические изменения в пубертате требуют построения нового телесного Я. Новый образ тела ускоряет смену психологических позиций, которую совершает юноша, а наступление физиологической зрелости, ставшее очевидным и для самого юноши, и для окружающих, делает невозможным сохранение детского статуса. Юношеское беспокойство по поводу своего внешнего вида во многом связано с субъективной половой конформностью (податливостью), то есть с желанием выглядеть адекватно своему полу. Установлено, что и у юношей, и у девушек половые стереотипы тела влияют на субъективную оценку своей привлекательности, а значит и на общий уровень самооценки. [6;19] Также можно отметить влияние физиологического взросления на формирование «чувства взрослости», то есть проявляется актуализация восприятия себя самостоятельным субъектом.

Важнейшее место в развитии самосознания приобретает рефлексия (познание) юношей себя и других. Возникновение способности к рефлексии связано с развитием мышления. Юношеская рефлексия, хотя и поднимает юношу на очень важную ступень его возможностей, отличается свободной ассоциативностью, так как мысли текут по разным направлениям в зависимости от состояния на данный момент. Целостность рефлексии в этом возрасте придает направленность юноши на самого себя. Юноша углубленно изучает самого себя, открывает свой внутренний мир, который доступен только ему самому, в котором юноша самостоятелен. Благодаря рефлексии, происходит активное наполнение структурных звеньев самосознания. Адекватность самооценки играет важную роль в межличностных отношениях юноши. Интересно то, что оценка своих качеств юношей производится с точки зрения осознания своей взрослости, то есть происходит соотношение себя с «эталоном взрослости». Самооценка является рычагом саморегуляции, а значит, поведение юноши зависит от степени адекватности восприятия себя. Самооценка регулирует и восприятие других людей, создавая избирательность восприятия и внимания при их оценивании. [19;23]

Юноша живет настоящим, но для него большое значение имеют его прошлое и особенно будущее. Распространение представлений юноши на сферу возможного будущего можно выделить как один из определяющих признаков юноши. Мир его понятий и представлений переполняют не оформленные до конца теории о самом себе и о жизни, планами на свое будущее и будущее общество.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций
«Отрицательные» эмоции, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных» эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет, а «положительные» эмоции поя ...

Пантомимика, выражение эмоций голосом.
Исследования жестов и голоса выявляют влияние аналогичных факторов. Так, эксперименты, в которых эмоции определялись по заснятым на кинопленку движениям рук опытного актера, показали, что уровень точности оценок является примерно таким же ...

Жизненные цели
Овладение средой - слишком абстрактная цель, она не достаточна для того, чтобы направлять жизнь; каждый индивидуум вырабатывает более специфическую и ценную роль, служащую сосредоточением его стремлений и достижений. Жизненная цель каждог ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru