Психологический настрой, способствующий эффективному общению:
- оптимизм, радость жизни
- спокойствие, мужество
- уверенность в себе
- доброжелательность
- умение мыслить
- самокритичность на основе собственных идеалов
- достоинство, внутренняя свобода
Особое место в списке достоинств успешного коммуникатора занимает внимание по отношению к другим людям, которое складывается из следующего:
- интереса-топлива внимания
- открытости для восприятия - изучать, наблюдать всегда
- знания на что следует обращать внимание
- спокойствие за себя, свобода от своих забот
- преодоление своего эгоцентризма
- отсутствие предвзятостей, комплексов, стереотипов
- наличие достаточного тонуса и более-менее нормального самочувствия
Но прежде чем вступить в коммуникацию, важно также ответить на следующие вопросы: Что для Другого ценно? Что для другого значимо (в данный момент)? Эти ответы необходимы, прежде всего, потому, что любая коммуникация происходит лишь в точках соприкосновения ценностей и пересечении значимостей. [3]
Дейл Карнеги в своем бестселлере «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» предложил собственную теорию, следуя которой можно приобрести действительно полезные навыки, способствующие эффективной коммуникации. Основными идеями его книги являются следующие:
· Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке, поэтому называйте своего собеседника по имени.
· Если общение происходит в обстоятельствах, не омраченных какими-либо проблемами, улыбайтесь вашему собеседнику, если это уместно, тем самым вы сможете поднять настроение не только себе, но и окружающим вас людям.
«Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Она - отдохновение для уставших, дневной свет для тех. кто пал духом, солнечный свет для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей. И тем не менее, ее нельзя купит, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не отдали!»
· Если вы хотите понравиться другим людям, то интересуйтесь ими. Попытайтесь понять индивидуальность вашего партнера по общению, проявить внимание к его особенностям, ведь у каждого человека можно чему-нибудь поучиться или просто приобрести полезный опыт.
· Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.
· Поощряйте других говорить о самих себе.
· Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
· Будьте хорошим слушателем. [1]
Какова бы ни была цель общения, всегда полезно знать как надо и как не надо слушать.
Приемы правильного слушания:
1. Не уходите от ответственности, так как в общении участвуют два человека: один – говорит, другой – слушает, в роли слушающего каждый из партнеров по должен выступать попеременно.
2. Помните, что говорящий хочет общаться с внимательным. живым собеседником, а не «каменной стеной». Поэтому будьте физически внимательными: повернитесь лицом к говорящему, поддерживайте с ним визуальный контакт, убедитесь в том, что Ваша поза и жесты говорят о том, что Вы слушаете. Сидите и ли стойте на таком расстоянии от собеседника, которое обеспечивает удобное общение обоим.
3. Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник. Стремитесь свести к минимуму ситуационные помехи, например, телевизор или телефон. Помочь сконцентрироваться на содержании коммуникации может физическое внимание и речевая активность.
4. Если Вам не ясно, о чем говорит собеседник, то Вы должны дать ему это понять – либо путем постановки уточняющих вопросов, либо активным отражением того, что Вы слышите, и просьбой поправить Вас.
5. Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника, так как люди предпочитают передавать свои мысли и чувства «закодированными» - в соответствии с социально принятыми нормами.
6. Поскольку большая часть общения является невербальной, будьте внимательными не только к словам, но и к невербальным выражениям. Следите за выражением лица говорящего и за тем, как он поддерживает с Вами визуальный контакт. Следите за тоном голоса и скоростью речи. Обратите внимание на то, как близко или как далеко от Вас сидит или стоит говорящий, способствуют ли невербальные сигналы усилению речи говорящего или они противоречат высказываемому словами.
Еще по теме:
Развитие психических функций
· Мышление
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны от интеллекта зависит развитие остальных психических ...
Воля в процессе управления
Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Воля — это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей дея ...
Система работы с
дезадаптированными детьми и подростками
Поскольку социальная адаптация — это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация подростков — это на ...