Понятие «семья», влияние семьи на психическое развитие детей

Полезная информация » Характеристика эмоциональной сферы детей из неполных семей » Понятие «семья», влияние семьи на психическое развитие детей

Страница 1

Определяющая роль семьи для развития и воспитания ребенка подчеркивается в «Законе аб адукацыі Рэспублікі Беларусь», а также в Конвенции о правах ребенка.

Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Семья – первая ячейка, в которую поступает ребенок с рождения. Период от рождения до шести лет характеризуется сильнейшей зависимостью от родителей. Ребенок, подражая взрослому, формирует определенные личностные качества, критерии оценки себя и других. Значимым взрослым для ребенка являются родители. Устанавливается стиль взаимоотношения, ребенок должен понять свою значимость в семье, т.е. для чего он, приносит ли он радость.

Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают материальными средствами, необходимыми семье. Однако, следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения. «Многие дети не имеют таких условий», – констатируется в докладе. [7]

Семья для ребенка на ранних этапах развития является ближайшей микросредой, первой и часто почти единственной социальной группой, наиболее долго действующим фактором, формирующим личность, нравственные чувства, навыки социального поведения. Без разумной и деятельной родительской любви, сочувствия, сопереживания ребенку эмоциональный, нравственный и интеллектуальный фундамент личности будет непрочным, а от его прочности зависит духовное здоровье человека.

Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, каких образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответственно специфике детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка. Осознанная или неосознанная родительская и педагогическая авторитарность порождает у дошкольников дефицит неординарности, чувства собственного достоинства, неуверенность в себе и многие другие качества, осложняющие благоприятное становление личности [25].

Переоценить значение взрослого и, главное, общения со взрослым для психического развития и психического здоровья ребенка трудно. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по-человечески» мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде [8]

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Рождение педагогической системы М. Мантессори
В 1896 г. М. Монтессори заканчивает университет и становится первой в Италии женщиной – доктором медицины. Она могла выбирать различные пути, но останавливается на самом неблагодарном: создает специальную школу, а затем и медико-педагогич ...

Ценностные ориентации личности
Понятие ценностных ориентаций личности было введено в научный лексикон в 20-е годы XX в. социологами У. Томасом и Ф. Знанецким, которые рассматривали ценностные ориентации как социальную установку личности, регулирующую ее поведение[2]. В ...

Локомоция
Мышечная система позвоночных состоит из симметрично расположенных вдоль тела сегментов. Правда, посегментное расположение мышц выражено у хордовых слабее, чем у членистоногих и червей, а у высших представителей позвоночных оно сильно нару ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru